img_2680Последний месяц уходящего года проходит вокруг жарких споров о ценах на бензин в 2017 году. Нефтяники ожидают подорожания топлива, ФАС активно пресекает попытки прогнозов.

Стоит также напомнить, что в прошлом месяце специалисты отрасли спрогнозировали подорожание бензина в будущем году на 1,5 — 2,5 рубля за литр, отметив, что рост розничных цен на топливо опередит инфляцию.

«Нефтянка» опросила экспертов отрасли и выяснила, есть ли объективные причины повышения цен на бензин и какие факторы влияют на стоимость топлива.

Сергей Ежов, главный экономист Vygon Consulting

По нашим оценкам, бензин в 2017 году подорожает на 1,4 руб за литр, дизтопливо — на 2 руб. за литр из-за повышения акцизов. И это при условии, если сохранится текущая ситуация на мировых рынках. Акциз на топливо с 1 января 2017 года увеличивается с 1 января 2017 года с 5293 до 6800 руб. за тонну, ставка пошлин на бензин снижается более чем на 50%, дизтопливо — на 33%. Снижение таможенных пошлин влечет за собой увеличение цены равнодоходности с экспортом. Поэтому, если цена на топливо на внутреннем рынке не вырастет, компаниям будет выгоднее поставлять топливо за рубеж.  Соответственно, рост цены на автобензин связан только со снижением таможенной пошлины, а рост цены на дизтопливо — как со снижением таможенной пошлины (прирост розничной цены на 0,5 руб. за литр), так и с увеличением акциза (прирост — 1,5 руб. за литр). Так, при нынешних рыночных условиях рост цен на моторные топлива составит 4 — 6%.

Кроме того, рост цен на нефть и нефтепродукты в Европе оказали значительное влияние на цены. Например, рост цены на нефть до $70 за баррель приведет к дополнительному росту цен на моторные топлива более, чем на 1 руб. за литр.

Тем не менее, резко цены на бензин и дизтопливо не вырастут. Повышения внутренней цены на топливо в России стоит ожидать со значительной временной задержкой до 6 месяцев по отношению к влияющим факторам.

Маргарита Козеняшева, советник по экономике, д.э.н. «АссоНефть»

Объективные факторы роста цен на топливо есть. Самой очевидной причиной является вновь растущая стоимость сырья, и которого производят бензин, т.е. цена нефти. К причинам повышения стоимости топлива относятся также и  FIP (Free in pipe — ред.) НПЗ, т.е. цена нефти на момент ее доставки трубопроводным транспортом на предприятие нефтепереработки, а также налоговая нагрузка на отрасль, которую государство сейчас все больше повышает. Здесь взаимосвязь очевидна: повышаются акцизы — повышается себестоимость производства топлива, а соответственно и его цена для конечного потребителя.  Стоит учесть и политическую ситуацию. 2017 год — предвыборный, а электорат — потребители топлива. Поэтому повышение стоимости будет, но постепенное. Правительство наверняка будет контролировать резкий рост цен на АЗС, чтобы ограничить инфляцию.

Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy

Рост цены на бензин и дизтопливо в России напрямую зависит от налогов и акцизов. Сейчас государственная казна испытывает нехватку поступлений в бюджет. Для того, чтобы ее восполнить, Правительство наверняка будет повышать акцизы на топливо.

Кристина Кузнецова