НПЗ урезают экспорт

Российские компании продолжают сокращать экспортные поставки бензина на фоне предпринимаемых правительством мер по насыщению внутреннего рынка для стабилизации цен. Рост стоимости моторного топлива в оптовом и розничном сегментах рынка заставил власти предпринять ряд мер для стабилизации: в том числе договориться с нефтекомпаниями о заморозке цен на АЗС, а также снизить ставки акцизов вместо запланированного ранее их повышения. По данным Thomson Reuters, экспорт бензина из РФ в июне 2018 г. сократился на 6,1% в посуточном выражении относительно мая 2018 г.

В последнюю неделю июня (с 25 по 29 июня) темпы роста цен на автобензин замедлись в оптовом сегменте российского рынка. В начале недели на спотовом рынке России цены на автобензин (франко-НПЗ) росли, однако к концу недели отмечался обвал котировок на фоне снижения спроса. По мнению источников на рынке, «ослабление интереса покупателей к топливу» произошло после биржевого совета ФАС, где нефтяные компании снова получили предостережения от регулирующих органов в части выполнения требований по увеличению продаж. Трейдеры заняли выжидательную позицию и приостановили крупные покупки. При этом участники рынка не исключают, что в ближайшее время продавцы столкнутся с отложенным спросом в период пикового сезонного потребления.

«Нефтяные компании выбрали тактику заморозки розничных цен при одновременном снижении оптовых. При таком сценарии производители топлива ничего не теряют, перенося прибыль из оптового звена в розничный сегмент. Выигрывают независимые АЗС повышая маржинальность продаж. Конечные пользователи топлива получают удовлетворение от самого факта заморозки цен. Вот такой фокус за недолгую историю показывают нам второй раз», — отмечает Виктор Костюков, эксперт компании «Алгоритм Топливный Интегратор».

По его словам, впервые нефтяные компании показали «этот фокус» в конце прошлого года. В ноябре 2017 г. из-за непомерного роста оптовых цен на топливо владельцы независимых АЗС обратились через Российский топливный союз к президенту В. Путину с просьбой «навести порядок в ценообразовании». ФАС обратилась к нефтяным компаниям нарастить объемы продаж топлива на бирже и сбить цены. Нефтяники исполнили просьбу: оптовые цены на бензин в декабре 2017 г. обрушились на 10–15%, а «розничные стояли как вкопанные», напоминает Виктор Костюков. В результате к обоюдному удовлетворению нефтяные компании ничего не потеряли, а маржа независимых АЗС взлетела с 10–13% до 22–25%.

Тем временем, СМИ дружно обсуждают итоги проверок АЗС на предмет недолива. На основе рейда, проведенного Федерацией автовладельцев России на 34 АЗС в 13 регионах России, утверждается, что 76% АЗС недоливают в бак клиента в среднем около 5%. При двадцати литрах, оплаченных по счету, в бак недоливается около одного литра на сумму примерно 45-50 рублей.

«В этой новости нет ничего необычного. Обвес, обмер и недолив в розничном бизнесе явление с многовековой традицией и, пожалуй, неискоренимо. Ноги обмана растут не столько из жадности владельцев АЗС, сколько из-за несовершенства всей цепочки перемещения цистерны с бензином от заводских ворот до бака автомобилиста на АЗС. Редкая цистерна приходит на нефтебазу с завода без недолива. Кто ворует в пути, где и как, установить невозможно. Апелляция к заводу-изготовителю о недоливе требует прибытия его представителя и, как правило, заканчивается ничем. Владельцы нефтебаз вынужденно принимают топливо по факту. Чтобы покрыть убытки, владельцы нефтебаз искусственно завышают плотность отпускаемого на АЗС топлива, да так, что в одном кубе бензина окажется не 745 кг, а 770 кг товара. Напомню, на заводах, нефтебазах и АЗС учет топлива ведется в массовых единицах – тоннах, а отпуск в бак автовладельца – в литрах. Так вот, чтобы заправкам не влететь в минус по объему, принятому к реализации, они вынуждены мухлевать с недоливами. Приведу такой примерный расчет. Допустим, бензовоз привез на АЗС 10 кубов бензина при температуре +20ºС (а на летней жаре водители бензовозов не упускают возможность подогреть цистерну и до 30ºС) и слил его в подземную емкость, где температура поддерживается около +7ºС. Согласно физическим законам объем бензина в подземной емкости при остывании на 13ºС уменьшится примерно на 100 л. Желающих покрыть эту «усушку-утруску» не находится. В итоге температурная усадка перекладывается на бригаду, обслуживающую заправку, а та в свою очередь – на клиента, а это уже 1% недолива. На практике на входе в АЗС недолив из-за завышенной плотности в разы больше и приближается к тем 3-5%, которые и выловили контролеры в ходе рейда. В розничной торговле другими видами товара потери при перемещении от поля до прилавка вкладываются в цену товара, и проблем с обвесом не возникает. В бензине цены и без того на потолке разрешенного, потому и приходится заправщикам выкручиваться на недоливах. Можно сколь угодно осуждать это явление, но перед этим следует изучить причины его породившие и лишь после этого клеймить АЗС позором. Хотя на моей практике попадались умельцы встраивать в систему отпуска и контроля топлива программно-электронные жучки, способные накручивать счетчик на холостом ходу насоса, при этом умельцы пяти процентами свои аппетиты не ограничивали. Кстати, недоливы по сравнению с подмешиванием в товарный продукт дешевых эрзац заменителей меньшее из двух зол, поскольку не несет угрозы поломки мотора в дороге и его дорогостоящего ремонта», — рассказывает Костюков.

Нина Маркова