Штрафы за недолив топлива на АЗС будут оборотными и составят за первое нарушение от 1% годовой выручки, но не менее 500 тыс. руб., заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, проект изменений в закон уже готов.  

«Сейчас подготовлен законопроект об ужесточении административной ответственности и за такие нарушения. Если его примут, штраф за недолив топлива составит 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс руб. А за повторное нарушение — уже 3%, но не менее 2 млн руб.», — рассказал министр. Правда, для этого клиенту АЗС необходимо будет убедить регуляторов рынка в том, что объем отгруженного или залитого в бак горючего меньше оплаченного по кассовому чеку.

Мантуров также сообщил, что только по данным Центра финансовой ответственности (ЦФО), исходя из общего количества претензий к заправкам, процент жалоб на недолив топлива существенно вырос. «Жалобы на недолив составили в 2016 году 21,6%, а в 2017-м — уже 46,2%», — заявил он.

Глава Московского топливного союза Евгений Аркуша считает саму проблему недолива топлива чрезмерно раздутой. «Весь этот шум начался после исследования так называемой ФАР (Федерации автовладельцев России — прим.), которая, как мне кажется, хотела просто попиариться. На самом деле реальные проверки по линии МВД показали, что ситуация не такая драматичная и системной проблемы тут нет», — сказал он.

«Конечно, на волне роста оптовых цен, которые весной были выше розничных, некоторые предприниматели были вынуждены как-то выкручиваться. Но сейчас цены стабилизировались, ситуация в экономике спокойная», — заявил Аркуша.

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов полагает, что повышение оборотных штрафов для российских АЗС за недолив топлива является крайне суровой мерой в условиях устаревших нормативов и несет в себе риски для бизнеса. «Это крайне суровая мера. У нас задача штрафов при выполнении функций надзора в том, чтобы не допускать их в будущем. Высока вероятность, что бизнес, который будет в такой мере оштрафован, не справится с нагрузкой и будет уничтожен. Я не думаю, что регуляторы ставят такую задачу», — уверен Баженов.

«Решить проблему штрафами можно будет, если наказания за нарушения будут применяться достаточно гибко», — прокомментировал руководитель правления некоммерческого партнерства «Совет по товарным рынкам» Илья Мороз. «Должны быть понятные, прозрачные и доступные показатели, по которым будут определять недолив, сертифицированные и признанные инструменты, которые позволяют точно определить, было ли нарушение. Кроме того, масштабы — одно дело, если у тебя недолив 1% в формате погрешности, и наказывать такими гигантскими штрафами, мне кажется, чрезмерно. Должны быть какие-то еще и внутренние настройки, которые регулируют масштаб нарушения», — заключил эксперт.

Масштабной проверкой заправок в августе 2018 года займется Росстандарт вместе с Роскачеством. Обе организации проведут тайные закупки топлива на АЗС, наливать которую будут в специальную мерную емкость.

Кристина Кузнецова