Рост цен на топливо угрожает существованию независимых АЗС

Фото: Виктор Коротаев/КоммерсантЪ

Независимые трейдеры нефтепродуктов направили правительству РФ письмо, в котором пожаловались на неконтролируемый рост цен на бензин и дизтопливо на оптовом рынке и сообщил об угрозе банкротства независимых АЗС.

Обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с жалобой на неконтролируемый рост цен направил НП «Совет по товарным рынкам», возглавляемый Ильей Морозовым. В своем письме он заявил, что проблема роста цен на топливо – системная и может привести к исчезновению независимых сетей автозаправок (всего в России работает 18,3 тысячи таких АЗС, что составляет 63% от общего числа).

«Из-за скачка оптовых цен прибыль АЗС от реализации закупаемого на бирже бензина устремилась к нулю, а в ряде регионов продажа биржевых объемов бензина уже стала убыточной. Это означает, что в ближайшее время средняя по России розничная цена бензина может начать расти на 20-30-50 копеек в неделю», — сообщается в обзоре «Аналитики товарных рынков».

Причина таких опасений — «неконтролируемый рост крупно- и мелкооптовых цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на российском рынке», который начался еще осенью 2017 года. В конце прошлого года в ситуацию вмешалась ФАС, но в январе рост возобновился. В феврале о возможности снижения цен говорил президент России Владимир Путин, после чего ФАС выдала нефтяникам предупреждения. Однако эксперты тогда выразили мнение, что после выборов президента 18 марта топливо продолжить дорожать и в конце года может вновь превысить инфляцию.

Топливо действительно подорожало. В марте 2018 года были побиты исторические максимумы цены за последние несколько лет. Так, цена АИ-92 на московских базисах СПбМТСБ достигла 45,618 тыс.руб за тонну, АИ-95 – 47,409 тыс.руб.за тонну. Но, как утверждает глава СПТР, потенциал роста биржевых котировок не исчерпан из-за следующих факторов: ожидаемого ежегодного сезонного роста спроса на нефтепродукты в весенне-летний период, начала масштабных весенних ремонтов на российских НПЗ и страта весенних полевых работ.

Трейдеры в качестве мер стабилизации ситуации на рынке видят поэтапную либерализацию розничных цен, повышение нормативов обязательных продаж автомобильного топлива на СПбМТСБ до 50% от потребления на внутреннем рынке, а также снижение ставок акцизов. Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков» считает, что рост биржевых цен на бензины продолжится и в ближайшие недели. «Если бы не внеплановый рост акцизов третий год подряд, сейчас бы цена на топливо была ниже как минимум на 5 тыс.руб.за тонну», — считает эксперт.

Согласно сообщению Интерфакса, с аналогичным письмом обратился к президенту РФ «Российский топливный союз» (РТС, объединяет розничных трейдеров моторного топлива), заостряя внимание на нерыночном формировании биржевых ценовых индикаторов на нефтепродукты.

«Рост биржевых индикаторов по бензинам, по нашему мнению, объясняется более чем двукратным снижением объема предложения биржевого товара (оставаясь в рамках требований совместного приказа ФАС и Минэнерго) и продолжающейся практикой покупок биржевого товара в основную сессию нефтяными компаниями или их сбытовыми структурами напрямую или через посредников. Безусловно, это не является следствием дефицита топлива на рынке, но оказывает решающее влияние на биржевые ценовые индикаторы, являющиеся ориентирами для оптовых цен. В этих условиях регулятор, обещавший штрафовать всех за рост цен, считает ситуацию с ценами стабильной, что вызывает недоумение», — считает РТС.

Кристина Кузнецова