Компания Golar LNG, специализирующаяся на проектах по производству и транспортировке сжиженного природного газа, сообщила о запуске плавучего СПГ-завода Hilli Episeyo FLNG на шельфе Камеруна (Западная Африка). В отличие от ожидаемого в этом году ввода в эксплуатацию компанией Shell проекта Prelude FLNG на шельфе Австралии, построенного с нуля на южнокорейской верфи в 2017 г., западноафриканский проект стал примером экономии на затратах.

Hilli Episeyo мощностью в 2,4 млн т СПГ в год был переделан на сингапурской верфи Keppel Shipyard из старого газовоза, спущенного на воду еще в 1975 г. Плавучий СПГ-завод будет использовать в качестве сырья газ месторождения Санага (Sanaga), разрабатываемого национальной компанией Камеруна Société Nationale des Hydrocarbures (SNH) и камерунской дочкой французской Perenco. В сентябре 2015 г. компании подписали соглашение с Golar о разработке шельфовых проектов с целью поставок газа на внутренний и международные рынки. Golar также объявила о втором аналогичном проекте: переделке своего газовоза Gandria LNG на верфи Keppel Shipyard в Сингапуре в плавучий СПГ-завод Fortuna FLNG, который будет задействован компанией Ophir на шельфе Экваториальной Гвинеи.

Финансы и FLNG

Эксперты британской аналитической компании Westwood Global Energy отмечают изменения, происходящие в новом сегменте плавучих заводов по сжижению природного газа (floating liquefied natural gas — FLNG). Несмотря на то, что концепция плавучих СПГ-заводов появилась несколько десятилетий назад, лишь три установки FLNG спущены на воду (уже работают или готовятся к вводу в эксплуатацию в 2018 г.). Так, крупнейшие нефтегазовые корпорации Petronas и Shell, обладающие огромным опытом на газовом рынке, а также технологиями по сжижению природного газа, решились самостоятельно профинансировать и реализовать проекты в этом сегменте: уже работающий малазийский PFLNG-Satu и австралийский Prelude FLNG, запускаемый в этом году. Однако из-за низких цен на сырьевые товары, усиливших давление на максимизацию эффективности затрат, другие игроки отложили принятие окончательных решений о финансировании или отменили проекты FLNG.

Реализация проектов строительства плавающих установок по сжижению природного газа требует привлечения значительных капиталовложений. Доступ к проектному финансированию – важный фактор, влияющий на принятие окончательного решения по проекту и его успех. Согласно оценкам Westwood Global Energy, PFLNG-Satu и Prelude FLNG обошлись компаниям в 2 и 12 млрд долларов соответственно. Petronas и Shell стали первопроходцами: реализовали проекты без технологического прецедента, отмечают аналитики Westwood. Получить внешнее финансирование для таких проектов было маловероятным с учетом связанных с их реализацией беспрецедентных рисков.

Petronas и Shell построили плавучие СПГ-заводы, потому что они могли себе это позволить. Кроме того, у них был прямой контроль над строительством установок, они могли управлять коммерческими рисками. Компании привлекли к проектированию и строительству хорошо зарекомендовавших себя подрядчиков, чем свели к минимуму риски на этих этапах. Для обоих операторов риски, связанные с освоением в Малайзии и Австралии месторождений, ставших источником сырья для производства СПГ, были относительно низкими. Наконец, обе компании обладают опытом работы с СПГ-активами, занимаются трейдингом сжиженного природного газа и могут получить прибыль по всей цепочке создания стоимости в этом сегменте газового рынка.

В случае же с африканскими проектами Golar можно отметить, что компания экономит на издержках и переделывает под FLNG старые газовозы. По данным Westwood, Golar LNG удалось обеспечить около 80% финансирования строительства Hilli Episeyo FLNG, благодаря China State Shipbuilding Corporation (CSSC), которой установка перейдет в дальнейшем. Westwood предполагает, что финансирование строительства установки Golar Gandria (Fortuna LNG) также обеспечит азиатский банк или будущий владелец судна.

Golar выигрывает по стоимости производства СПГ. Westwood сообщает о затратах примерно в 500 долларов на метрическую тонну СПГ в год в проекте Hilli Episeyo и примерно в 682 доллара на тонну в случае с Gandria, что значительно меньше 1,667 тысячи долларов на PFLNG-Satu и 3,333 тысячи долларов на Prelude FLNG.

Мария Кутузова