Авторикши в Нью-Дели. Индийское правительство надеется, что газ снизит уровень загрязнения воздуха.
Авторикши в Нью-Дели. Индийское правительство надеется, что газ снизит уровень загрязнения воздуха.

Индийское правительство всё больше поощряет использование газа в роли транспортного топлива, и это может привести к значительному росту спроса на СПГ в то время, как владельцы грузовиков переходят с дизельного топлива на газ.

Ввиду ширящейся кампании за улучшение качества воздуха в крупных городах Индии, власти широко рекламируют СПГ как самое предпочтительное топливо второго поколения для тяжелых и дальномагистральных грузовиков. В начале ноября в штате Керала была запущена пробная программа работы автобусов, работающих на СПГ. Правительство также объявило о своих планах использовать СПГ в качестве топлива для железнодорожного траспорта и ведет переговоры с российскими и американскими производителями газотурбинных локомотивов.

По словам бывшего чиновника центрального правительства, занимавшегося вопросами энергетики и пожелавшего остаться неназванным, общество со всё большим одобрением относится к альтернативным источникам топлива для транспорта.

«Восприимчивость к газу реально повысилась, так как люди видят и ощущают последствия загрязнения воздуха для своего здоровья», — заявил он.

Недавний резкий скачок в степени загрязненности воздуха крупных городов, в частности Нью-Дели, позволил центральному правительству и правительству штатов выступить с рядом официальных директив об использовании СПГ в качестве топлива для общественного автотранспорта. Кроме того, руководство страны поощряет использование СПГ частными автовладельцами, предлагая им дешевые комплекты для перевода машины на СПГ.

В Нью-Дели проводится экспериментальная программа по переоборудованию мотоциклов и скутеров, чья доля в общем объеме загрязнения составляет около 32%, на использование СПГ. В спонсируемой правительством программе участвуют частные компании, которые модифицируют скутеры для перехода на СПГ, а затем проверяют их на безопасность и рабочие характеристики.

Работающие на дизельном топливе грузовики также являются важным источником загрязнения городского воздуха. По словам бывшего правительственного чиновника, увеличение импортных СПГ-мощностей в Индии означает, что этот вид топлива сможет стать важным инструментом снижения загрязнения со стороны транспортных средств.

«Самое главное это внедрение. Бесперебойные поставки СПГ вкупе с достаточным числом заправок станут важными факторами, от которых будет зависеть переход транспортных средств на СПГ», — добавил он.

После произошедшего в 1995 году кризиса, когда качество воздуха совсем упало, Верховный суд Индии приказал правительству Нью-Дели перевести весь общественный транспорт, включая автобусы и авторикш, с дизеля на СПГ. Успех программы в снижении уровня загрязнения воздуха подвиг Мумбай последовать этому примеру и перевести свой общественный транспорт на СПГ. В прошлом году было принято судебное постановление, обязавшее такси, работающие на дизельном топливе, также перейти на СПГ.

Право преимущественной покупки

Приход в 2014 году к власти нового центрального правительства совпал с мировым падением цен на нефть и газ. Вкупе с меняющейся экономической ситуацией это заставило правительство поменять свою политику в сфере поставок газа и спроса на это топливо.

До 2014 года сектор электроэнергетики имел право преимущественной покупки добываемого в стране газа, но правительство Моди понизило энергетику в ранге в пользу муниципальных газосетей и автотранспорта. Хотя рост внутренней добычи шел медленно, низкая цена импортируемого газа должна была поддержать растущий спрос на коммунальный газ.

Более того, после того, как субсидии для дизельного топлива были отменены в 2014 году, стоимость владения транспортом, работающим на СПГ, стала примерно равна стоимости владения дизельным транспортом. По словам Гурприта Чугха, директора консалтинговой компании ICF International из Нью-Дели, транспортные технологии на газу хорошо подходят для других экспериментальных программ с участием электромобилей и автомобилей на солнечных батареях, которые вписываются в правительственную программу по снижению вредных выбросов.

«Благодаря своим характеристикам полного сгорания, газ может производиться или импортироваться рядом с потребителями. Кроме того, так как нет крупных потерь при распределении, с новой технологией можно экспериментировать наряду с запланированным использованием газа в городах, и это включает в себя зарядные станции для электромобилей и машин, работающих на солнечных батареях», — сказал Чугх.

Тем не менее, на сегодняшний день строительство заправочных СПГ-станций отстает от городского спроса на это топливо, и виной этому, в основном, отсутствие доступной по цене земли. По словам Дипака Махуркара, партнера PwC в Нью-Дели, большая часть потенциальных земельных участков для заправочных станций принадлежит государственным нефтяным компаниям, не все из которых занимаются СПГ. Поэтому строительство заправочных СПГ-станций идет медленно и стоит дорого.

Кроме того, прокладывание трубопроводов внутри городов оказывается особенно непростой задачей, так как у местных властей нет универсальных правил, а кроме того, они более подвержены бытовой коррупции, чем организации, занимающиеся строительством газпроводов между штатами и находящиеся под юрисдикцией центрального правительства.

При всем при том, инфраструктура междуштатных трубопроводов также продолжает отставать от спроса. Индии недостаточно существующей трубопроводной сети длиной в 15 тысяч километров. По словам Махуркара, необходимость строительства муниципальной трубопроводной инфраструктуры становится все более настойчивой, так как поступающий в города газ должен быть разделен на разные потоки для разного использования.

«Трубопроводное давление СПГ отличается от давления газа, используемого для приготовления пищи, поэтому необходим другой тип трубопровода», — говорит он.

Хотя компания Petronet LNG запустила экспериментальную услугу по доставке топлива грузовиками, призванную наилучшим образом использовать СПГ-терминал компании в Кочи, в южной Индии, стране требуется более постоянное решение.

interfax-2