Опасения высоких издержек не дают судовладельцам перейти на СПГ

СПГ-терминал в Голландии. Aeroview b.v. - Rotterdam
СПГ-терминал в Голландии. Aeroview b.v. — Rotterdam

Избыток СПГ на мировом рынке — хорошая новость для судовладельцев, размышляющих над переходом на  этот вид топлива, но им нужны уверенность в нормативах, регулирующих судоходную отрасль, и развитой рынок.

По словам экспертов газовой и судоходной отрасли, благодаря избыточному предложению, экологическим преимуществам и сравнительно стабильным ценам СПГ имеет все возможности стать ключевым видом топлива для морских судов. Тем не менее, судовладельцы озабочены стоимостью оборудования, неуверенностью в нормативных требованиях и отсутствием достаточного числа заправочных станций.

Выступая на прошлой неделе перед делегатами прошедшего в Барселоне саммита CWC World LNG Summit, старший вице-президент оператора круизных судов Carnival Corp Том Стрэнг заявил, что стоимость оборудования может стать фактором, который определит, перейдет ли судоходная отрасль на СПГ. «СПГ-цистерны, например, очень дорогостоящи. Мы были бы счастливы, если бы стоимость оборудования снизилась», — сказал он.

Компания Carnival, владеющая флотом из 101 круизного судна, подписала соглашения о строительстве семи работающих на СПГ судов в течение следующих нескольких лет. Стрэнг также поведал, что в последние годы стоимость топлива составляла до 20% от общих операционных расходов компании, хотя на сегодняшний день эта цифра снизилась до 13%.

«Мы надеемся на то, что цены на оборудование упадут по мере того, как всё больше компаний будут выходить на рынок СПГ», — сказал Стрэнг. «Компании MSC Cruises и Royal Caribbean также движутся в сторону СПГ и видят в нем потенциальные экономические преимущества», — добавил он, упомянув двух основных конкурентов Carnival.

Махинде Абейнаке, глава базирующегося в Гамбурге поставщика топлива Bomin Linde LNG, заявил, выступая перед делегатами саммита, что ценовое преимущество СПГ над судовым газойлем растет. «Избыток СПГ указывает на долгосрочный тренд низких цен», — сказал он.

По словам Стрэнга, экологические требования также, наверняка, приведут к переходу судоходной отрасли на СПГ. Он упомянул грядущее ужесточение нормативов для океанских судов. «Если вы загрязняете [окружающую среду], это плохо. Нам нужно быть на шаг впереди, […] мы не хотим обнаружить себя на первых страницах газет».

Международная морская организация (ИМО), регулирующее международное судоходство агентство ООН, вводит с 1 января 2020 года ограничение на долю серы в судоходном топливе в размере 0,5%. В данный момент ограничение составляет 3,5%. СПГ, как считается, может помочь судам соответствовать требованиям ИМО, так как этот вид топлива практически не содержит серы.

Тем не менее, сера — не единственный повод для беспокойства. «Нам также нужно понять, в какую сторону двинутся нормативы по парниковым газам», — заявил Стрэнг. Начиная с 2018 года, крупные суда, входящие в порты стран ЕС, должны сообщать о ежегодном объеме выброса парниковых газов. «Определенность с нормативами сильно бы помогла», — добавил он.

Огромные преимущества

Абейнаке уверен в экологических характеристиках СПГ, и заявил, выступая перед делегатами саммита, что у этого топлива есть «бесспорные преимущества» по сравнению с топочным мазутом в том, что касается любого вида выбросов.

Стефаан Адриаэнс, коммерческий директор нидерландского СПГ-терминала Gate в Роттердаме, рассказал делегатам, что исследование Международного энергетического агентства, посвященное использованию СПГ в качестве судоходного топлива и его влиянию на выбросы парникового газа и готовящееся к публикации в 2017 году, станет для отрасли определяющим. «Оно может изменить наше отношение [в позитивном ключе], или же оно может еще больше усложнить жизнь», — сказал он.

Адриаэнс также рассказал, что существуют «очаги спроса» на работающие на СПГ суда. Он поделился статистическими данными о том, что из 40 судов, которые должны быть спущены на воду в 2018 году в европейских зонах, контролирующих выбросы серы, 21 судно будет работать на СПГ. Он также указал на пример Китая, где уже построено 1600 барж, работающих на СПГ.

Стрэнг предупредил, тем не менее, что несмотря на экологические и ценовые преимущества СПГ, судоходная отрасль не будет торопиться перейти на этот вид топлива до 2020 года. «К 2020 году у нас будет два судна, работающих на СПГ, что составляет 2% нашего флота, так что всё это займет время», — сказал он, добавив при этом, что операторы паромов могут перейти на СПГ быстрее, чем круизные суда.

«Это непростой сценарий», — согласен Робертас Когелис, представитель литовской компании Klaipedos Nafta. Он призвал представителей газовой и судоходной отраслей сделать заявку на снижение портовых сборов для работающих на СПГ судов, чтобы отразить экологические преимущества этого топлива. «Чем больше портов будут позволять это, тем шире будет использование [СПГ]», — заявил Абейнаке. Он поделился прогнозом о том, что численность работающих на СПГ судов увеличится с менее 160 в 2016 году до 200 к 2018 году.

Выступавшие на саммите также призвали к разработке индекса цен на СПГ как судоходное топливо. «Я был бы очень рад увидеть такое», — заявил Стрэнг. «Если [агентство, предоставляющее отчеты по ценам,] захочет выпустить такой индекс, это будет здорово», — добавил он.

По словам Абейнаке, торговая площадка TTF в Нидерландах должна будет стать важным компонентом любого подобного ценового индекса, учитывая ту роль, которую роттердамский порт играет в качестве экспортно-импортного и заправочного узла для СПГ. «[Ценовой индекс] будет включать в себя TTF плюс стоимость хранения в терминалах плюс стоимость доставки», — заявил он.

Стрэнг также призвал к созданию большего числа заправочных станций для морских судов. «В Барселоне причал для круизных судов находится прямо рядом с СПГ-терминалом, — сказал он. — Но в Южной Флориде, которая является центром круизной отрасли, нет возможности заправиться СПГ».

«Продавцы и поставщики СПГ должны осознать: необходимо иметь возможность купить их товар в разных местах», — добавил Абейнаке.

Крис Нун из Барселоны

interfax-2