Камерун соревнуется с Экваториальной Гвинеей и Мозамбиком за звание первого в Африке экспортера СПГ с плавучего завода.
Компания Golar LNG, камерунская государственная корпорация Сосьете-Насьональ-де-Идрокарбюр (SNH) и независимая французская нефтегазовая компания Perenco подписали в декабре 2014 года предварительный договор о реализации проекта плавучего завода СПГ (ПСПГ) — в 20 км от береговой линии Камеруна.
Оффшорное месторождение Криби под управлением Perenco содержит около 14 млрд кубометров газа, чего более чем достаточно для того, чтобы реализовать планы проекта — поставлять около 1,2 миллионов тонн СПГ в год на протяжении восьми лет.
СПГ будет экспортироваться через принадлежащую Golar плавучую установку Golar Hilli, которая в настоящее время уже строится на верфях Keppel в Сингапуре. Первые отгрузки планируются на вторую половину 2017 года. Правительство Камеруна еще должно подтвердить условия Midstream Gas Convention, которые определяют регуляторный и фискальный режим операций ПСПГ, а также одобрить толлинговое соглашение по СПГ.
Golar будет предоставлять сами плавучие установки, а также оказывать услуги по толлинговому соглашению c SNH и Perenco, которые будут добывать газ в рамках совместного предприятия. В сентябре 2015 года по проекту было принято окончательное инвестиционное решение (final investment decision — FID).
Французская Engie тоже предложила свой проект СПГ Камеруну. Наземный завод СПГ «Cameroon LNG» (CLNG) мощностью 3,7 миллионов тонн в год располагался бы к югу от Криби и получал бы газ из нескольких месторождений, в том числе из оффшорного Этинде под управлением NewAge и из сухопутного месторождения в районе бассейна Дуала, открытого компанией Noble Energy.
Ежедневные поставки природного газа на CLNG составляли бы 17 млн кубометров. Первоначально планировалось завершить разработку базового инженерного проекта CLNG в начале 2015 года и начать осуществлять первые отгрузки в 2019 или 2020 годах.
Однако техническая сложность проекта и высокая стоимость его строительства означают, что в сегодняшних условиях он вряд ли сдвинется с места. Вместо этого Engie может предпочесть «монетизировать» свой газ при помощи плавучей установки.
Газ из месторождения Этинде планируется также поставлять на завод удобрений, объемом в 1,98 млн кубометров в день — под управлением консорциума с участием NewAge (30%), российского Лукойла (30%), SNH (20%) и Bowleven (20%).
Производство газа в Камеруне до недавнего времени неизменно росло. Согласно данным SNH, добыча в первом квартале 2015 года выросла на 4,77% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, достигнув общего объема в 129 млн кубометров. За весь 2014 год добыча выросла на 124% по сравнению с предыдущим годом, составив в итоге 259 млн кубометров.
Однако в первом квартале 2016 года добыча газа упала на 5,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 121 млн кубометров – в результате снижения спроса на газ для электростанции Криби. (Примечание «Нефтянки»)
Victoria Oil & Gas, единственный сухопутный производитель газа в стране, поставляет газ из месторождения Logbaba на электростанции Басса и Логбаба, а также продает его промышленным предприятиям региона Дуала. Средняя добыча компании во втором квартале текущего года составила в среднем 369 тысяч кубометров в день.
Месторождение Санага под управлением все той же Perenco – это первое офшорное газовое месторождение Камеруна, разработанное для поставок на принадлежащие третьим лицам электростанции. Газ из двух скважин направляется в офшорный производственный модуль и далее транспортируется на перерабатывающий завод в Криби. Первые коммерческие поставки в адрес SNH были произведены в 2013 году — для использования на электростанции Криби в 216 мегаватт.
Разведка в Камеруне проводится и другими компаниями. Bowleven, зарегистрированная на лондонской биржевой площадке AIM, заявила в июле 2015 года, что весьма удовлетворена результатами бурения первых двух скважин на месторождении Бомоно.
Статистика
Электростанция Криби мощностью 216 мВт была запущена в 2013 году и является первым примером масштабного использования газа в стране. Статистика производства газа доступна только за последние годы, и предоставляется камерунской государственной нефтегазовой компанией Сосьете-Насьональ-де-Идрокарбюр (SNH). Производство газа удвоилось в 2014 году и прогнозировалось его дальнейшее увеличение в связи с планами газовой электростанции повысить свою мощность до 330 мегаватт. (Однако в первом квартале 2016 года производство газа упало по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 5,8% — «Нефтянка»).
Французская нефтегазовая компания Perenco разрабатывает проект плавучей платформы СПГ для того, чтобы экспортировать газ из месторождений Камеруна, так как внутренний спрос в стране остается ограниченным.
Cameroon LNG
Компания Engie предлагала построить сухопутный экспортный завод СПГ мощностью 3,7 миллион тонн в год, который будет расположен к югу от Кирби и станет принимать газ из морских месторождений Камеруна.
Техническая сложность проекта и высокий уровень затрат приводят многих к заключению, что его реализация может быть затруднительна при сегодняшних низких ценах на нефть и газ. (В начале 2016 года был завершен базовый инженерный проект завода (front-end engineering design, FEED). В июне 2016 года Engie заявила, что откладывает разработку проекта на неопределенное время из-за «неблагоприятных» рыночных условий. — «Нефтянка»). Вместо этого компания рассматривает возможность использования плавучей установки для освоения добываемого газа.
Kribi FLNG — Кирби ПСПГ
Дата начала работы | 2й квартал 2017 г. |
Расположения | В море у побережья на юге Камеруна |
Судно | Golar Hilli |
Мощность установки | 1.2 млн тонн / год |
Емкость хранения | 125 млн кубометров |
Собственник установки | Golar LNG |
Срок фрахта | 8 лет |
Участники | Perenco и Societe Nationale de Hydrocarbures |
Месторождения под управлением Perenco будут поставлять на плавучий завод Golar Hilli достаточно газа, чтобы производить около 1,2 млн тонн в год СПГ на протяжении 8 лет. Golar Hilli – это уже второе судно, которое Golar Hilli переоборудует с использованием технологии сжижения. Реконструкция судна производится компанией Keppel Offshore & Marione на верфях в Сингапуре.