Расположение предполагаемых трубопроводов и трубопроводных перемычек на Балканах.
Расположение предполагаемых трубопроводов и интерконнекторов на Балканах.

Достигнутый в последние месяцы прогресс по вопросу трубопровода «Турецкий поток» ставит под угрозу флагманский проект правительства Бойко Борисова — планы Болгарии по созданию газотранспортного узла на Балканах.

Несмотря на то, что Азербайджан подтвердил, что первые поставки газа с месторождения Шах-Дениз-2 начнут поступать в Болгарию в 2020 году, подписанное в этом месяце соглашение между Россией и Турцией о запуске проекта «Турецкий поток», который пойдет в обход Болгарии, перекачивая газ через Грецию и западные Балканы, застало Софию врасплох.

«Турецкий поток» ставит под угрозу транзит российского газа через Болгарию, приносящий этой балканской стране около 80 миллионов евро (87,35 млн долларов) ежегодного дохода.

«Пропагандируя газотранспортный узел, София пытается убедить «Газпром» в том, что Болгария по-прежнему является хорошей точкой транзита», —говорит Илин Станев, эксперт по энергетическим вопросам и заместитель главного редактора болгарской газеты Capital. Борисов также активно выступает за строительство подводного трубопровода из России.

Планируется, что изначально с месторождения Шах-Дениз-2 в Болгарию будет поступать 1 млрд кубометров газа в год. Он будет доставляться в предполагаемый газотранспортный узел через запланированные трубопроводные перемычки с Турцией и Грецией. Хотя в будущем объем поступающего газа может быть увеличен, этого по-прежнему будет недостаточно, чтобы болгарский порт Варна превратился в торговый узел с многочисленными поставщиками газа, говорит аналитик софийского Центра изучения демократии Мартин Владимиров.

«Для сравнения, мы уже переправляем в Грецию, Турцию и Республику Македония 17 млрд кубометров российского газа в год», — добавляет он.

Идея строительства газотранспортного узла в Варне впервые была озвучена после провала предложенного Россией трубопровода «Южный поток», который был заброшен после того, как Еврокомиссия обвинила проект в нарушении европейского законодательства. Целью «Южного потока» была транспортировка российского газа в Центральную Европу по дну Черного моря, через Болгарию, что могло повысить стратегическую важность страны как транзитного государства.

Согласно 10-летнему плану развития, представленному контролируемой государством газотранспортной компанией «Булгартрансгаз», появление газотранспортного узла обеспечит Болгарию поставками газа из разных источников и укрепит позицию страны на картах маршрутов поставок в ЕС.

Однако, в плане не упоминается, как именно будет организована торговля, и существуют ли стороны, заинтересованные в покупке газа через этот узел. У других стран региона, потребляющих газ, и без Болгарии уже есть достаточно вариантов поставок.

Но у болгарских усилий по развитию газотранспортного узла есть один важный союзник — Еврокомиссия. Комиссар ЕС по вопросам климата и энергетики Мигель Ариас Каньете выразил свою поддержку этого плана во время визита в Софию в мае этого года. Чтобы получить финансирование для строительства, София должна до 9 ноября подать в Еврокомиссию заявку на анализ экономической целесообразности. Если узел докажет свою жизнеспособность, страна может также рассчитывать на поддержку Европейского банка реконструкции и развития.

Интерес Еврокомиссии к болгарскому газотранспортному узлу совпал с попытками Софии провести либерализацию газового рынка страны. Многие годы Болгария не позволяла рыночным игрокам транспортировать газ между страной и её соседями. Однако в июне подобное соглашение было подписано с Грецией, а в июле — с Румынией.

«Это — основная цель Еврокомиссии, которая считает, что этих соглашений достаточно, чтобы создать в Южной и Центральной Европе газовый рынок. Поддержка газотранспортного узла со стороны Еврокомиссии была частью этой сделки», — говорит Владимиров.

Призрачные источники

В долгосрочной перспективе правительство не собирается полагаться на импортный газ, а хочет разведать возможно крупные резервы газа на болгарском шельфе черноморского побережья, на месторождении Хан-Аспарух.

Хотя до сих пор не существует четкого ответа на вопрос о том, есть ли у Болгарии свой собственный газ, для Софии это стратегически важно. Предположения о существовании болгарского газа основаны, среди прочего, на существовании похожих ресурсов в соседней Румынии.

Управляющий месторождением консорциум, состоящий из французской компании Total, австрийской OMV и испанской Repsol, пробурил первую скважину в этом году и прогнозирует, что предварительная оценка будет готова к концу 2016 года.

Даже если результаты бурения окажутся положительными, для того, чтобы убедиться в коммерческом потенциале месторождения, потребуется дополнительная разведка. Болгарии потребуется не менее 10 лет на строительство инфраструктуры и начало коммерческой добычи.

Другим вариантом является импорт сжиженного природного газа (СПГ). Болгарский Энергетический Холдинг, контролирующий принадлежащие государству энергетические активы, уже некоторые время рассматривает возможность приобретения доли в плавучей установке для хранения и регазификации «Александрополис», расположенной у северо-восточного побережья Греции. Строительство интерконнектора с Грецией должно начаться в 2017 году в рамках проекта «Вертикальный коридор», предложенного в прошлом году.

Пропускная способность трубопровода Болгария-Греция, составляющая 3 млрд кубометров/год, может быть увеличена до 5 млрд кубометров/год, которых будет достаточно для покрытия ежегодного спроса на газ внутри страны. Трубопровод также даст Болгарии доступ к греческому терминалу сжиженного газа «Ревитусса» и предполагаемому Трансадриатическому трубопроводу, который соединит Болгарию с Азербайджаном.

«В долгосрочной перспективе СПГ — хорошее решение для Болгарии, так как он может посоперничать с российским газом с точки зрения стоимости. Но до воплощения этой идеи еще десятки лет», — говорит Владимиров.

 Дариуш Калан

Оригинал статьи

interfax-2