Вовсе не только наркотики

Латинская Америка у многих ассоциируется с тремя особенностями — государственными переворотами, наркотиками и брутальными повстанцами. Со всеми этими напастями борются центральные власти, которым хочется развивать туризм и другие отрасли экономики. Как показывает история, для многих государств региона такие признаки уже нехарактерны — все или частично.

Но для вполне подходящей по всем параметрам Колумбии (здесь и знаменитые наркокартели, и повстанческие формирования, и богатая политическая история) есть еще одна особенность, которую нельзя сбрасывать со счетов. Страна активно экспортирует нефть.

Колумбия стала экспортировать нефть (и раньше добывавшуюся в стране, но в относительно небольших объемах) с 1986 года, после открытия месторождений легкой нефти в 200 километров к востоку от столицы — Боготы (в 1991-2000 годах носившей исконное название Санта-Фе-де-Богота). Доля нефти, идущей на экспорт, составляет, в среднем, около 30%.

На 1980 год доказанные запасы нефти составляли 600 млн. баррелей. В 1990-2000 годах этот показатель колебался около 2 млрд баррелей, в 2010 году — 1,9 млрд баррелей, а в 2015 вырос до 2,3 млрд баррелей.

Добыча нефти в целом стране с 1956 по 1970 год выросла с 10,7 млн тонн до 11,8 млн тонн, а в 1980 году упала до 6,8 млн тонн. Затем начался рост — 23,4 млн тонн в 1990 году, 43,7 млн тонн в 1999 году, а затем отскок назад в 2000 году — 36,3 млн тонн. И снова рост объёмов добычи — 41,4 млн тонн в 2010 году и 51,3 млн. тонн в 2015 году, в результате чего Колумбия зафиксировала свою долю в мировой добыче на уровне 1,2 процента.

Национальная нефтяная компания Ecopetrol (Empresa Colombiana de Petroleos) ведет свою историю с 1921 года, кода на территории Колумбии появились первые нефтяные концессии в районе города Барранкабермеха (около 300 километров от Боготы). Здесь работала Tropical Oil Company, права которой правительство страны пыталось аннулировать в течение чуть ли не до лет до 1941 года, пока ему это не удалось сделать легальными способами. В 1948 году появилась собственно Ecopetrol, продолжившая работать на месторождении Cira-Infantas в долине реки Магдалена – основном нефтяном бассейне страны.

Одним из главных партнёров национальной нефтяной компании в разработке месторождений является концерн ВР, с деятельностью которого связана трагикомическая история, напрямую имеющая отношение к местным повстанцам.

ВР в определенный момент оказалась чуть ли единственной нефтяной компанией, в отношении объектов которой повстанцы не устраивали диверсий. Как позже выяснилось, представители британского концерна смогли заключить нечто вроде серии «джентльменских соглашений» с местным властями низовых уровней. Нефтяники помогали муниципалитетам обустраивать школы, дороги, учреждения культуры и так далее. А локальные мэры, свою очередь, объясняли боевым команданте, что не стоит мешать курице, которая несет золотые яйца.

Несколько позже таким же образом стали действовать и многие другие компании, причем не только нефтяные.

Для транспортировки сырья еще в 1969 году был построен трубопровод «Трансандино», который, как и следует из названия, пересекает горную систему Анд, начинаясь в департаменте Путомайо и заканчиваясь на побережье Тихого океана в порту Тумако в департаменте Нариньо. Оператором нефтепровода является национальная нефтяная компания Ecopetrol.

Длины трубы — 305 километров. Диаметр ее различен и на различных участках составляет 260 мм, 360 мм и 460 мм. Пропускная способность трубопровода — 190 тыс. баррелей в сутки.

Нефтепереработка представлена двумя крупными заводами — в Барранкабермехе и Картахене, перешедшими под контроль Ecopetrol, соответственно, в 1961 году и в 1974 году. Первый завод – крупнейший в стране – расположен в долине реки Магдалена, а в торой – на побережье Карибского моря.

Обхемы переработки нефти в Колубии в 1980 году составляли 153 тыс. баррелей в сутки, в 1990 году – 232 тыс. баррелей в сутки, в 2000 году – 291 тыс. баррелей в сутки, в 2010 году – 299 тыс. баррелей в сутки. По итогам 2015 года на заводах страны перезабывалось 227 тыс. баррелей в сутки.

Примечательно, что часть аналитиков отмечает нехватку в стране автомобильных бензинов и дизельного топлива собственного производства, что заставляет производить закупки данных видом моторного топлива за рубежом. Вместе с тем, статистика говорит о том, что у заводов в Барранкабермехе и Картахене есть практически двукратный запас мощности по переработке.

Обратимся к цифрам. В 1965 году мощность колумбийских НПЗ составляла 95 тыс. баррелей в сутки, в 1970 году – 131 тыс. баррелей в сутки, в 1980 году – 181 тыс. баррелей в сутки, в 1990 году – 245 тыс. баррелей в сутки, в 2010 году – 336 тыс. баррелей в сутки.

По итогам 2015 года совокупная мощность обоих нефтеперерабатывающих заводов составила 421 тыс. баррелей в сутки, что на 25,3 процента больше, чем в 2014 году. Но, как мы помним, реальный объем переработки в 2015 году был на уровне 227 тыс. баррелей в сутки.

Газовый потенциал Колумбии пока достаточно низок — доказанные запасы природного газа в 1980-2000 годах оценивались в 100 млрд кубометров, в 2010 году – в 200 млрд кубометров, снизившись по итогам 2015 года снова до 100 млрд кубометров.

Добыча газа, соответственно, также невелика. В 1980 году она составила 3,2 млрд кубометров, в 1990 году — 4,1 млрд кубометров, в 2000 году — 6 млрд кубометров, в 2010 году — 11,3 млрд кубометров. Впрочем, в 2015 году из недр Колумбии было добыто лишь 11 млрд кубометров.