Биржевые цены на бензин в России обновили исторический максимум. В период с 7 по 13 ноября оптовые цены на бензин АИ-95 выросли на 1,7% до 44,99 тысячи рублей за тонну, на АИ-92 – на 2,3% до 42,82 тысячи рублей за тонну.

Как отмечает «КоммерсантЪ», такое повышение не характерно для российского рынка. Обычно уже в октябре оптовые цены снижаются. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что цены выросли на нервозной реакции трейдеров на остановку установки каталитического крекинга на Московском НПЗ «Газпром нефти». Как заявил начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, дефицита бензина в стране нет.

Согласно заявлениям представителя МПНЗ, установка каталитического крекинга планово прекратила работу, завод работает в штатном режиме и топливо выпускается в соответствии с планом. По словам Махонина, ФАС уже провела работу с «Газпром нефтью» по поводу поставок бензинов на внутренний рынок, такая же работа прошла и с другими компаниями, в частности с «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом. «Рассчитываем, что в результате произойдет максимальная переориентация бензинов на внутренний рынок и увеличение предложения на бирже», — сказал чиновник.

Эксперт «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов отмечает, что ситуация с сокращением предложения бензина из-за остановки каткрекинга на Московском НПЗ выгодна нефтяным компаниям. «Из-за этой встряски на рынке производители могут гораздо быстрее реализовать эффект от роста мировых цен на нефть и нефтепродукты и, соответственно, экспортных цен на бензин, не дожидаясь фактического перенаправления бензина на экспорт», — говорит Турукалов.

Вторая причина роста цен — снижение запасов и производства бензина. С 1 по 7 ноября в России выпускалось примерно 95,8 тысяч тонн автобензина в сутки против 103,8 тысяч тонн в сутки с 25 по 31 октября. Товарные остатки автобензина нефтяных компаний с 30 октября по 6 ноября сократились примерно на 40 тысяч тонн до 1,48 млн тонн.

Цены также могли вырасти из-за резкого роста экспортной альтернативы, вызванной удорожанием нефти и нефтепродуктов на мировом рынке. В минувший четверг экспортный паритет для московского автобензина составил примерно 50 360 рублей за тонну, для трубопроводных партий дизтоплива — 42 110 рублей за тонну, для мазута — 13 690 рублей за тонну. На этом фоне эксперты «Аналитики товарных рынков» делают вывод, что все указанные нефтепродукты выгоднее экспортировать из России, чем продавать на внутреннем рынке.

«Если биржевые цены не упадут в ближайшие дни и задержатся на достигнутых уровнях, то появятся предпосылки к росту розничных цен», — говорит Турукалов. «При текущей цене бензина на бирже маржа независимых сетей АЗС очень низкая, и им придется реагировать на этот рост. В свою очередь, скачок экспортного паритета создает предпосылки для увеличения экспорта бензина из России. Розница может почувствовать произошедший рост оптовых цен уже в течение ближайших двух недель», — отметил эксперт.

Однако согласно прогнозу ФАС, рост цен на топливо в России в ближайшие 10 лет не будет превышать уровень инфляции. Все предыдущие скачки объяснялись ростом акцизов.

Кристина Кузнецова