По данным Thomson Reuters Kortes, оптовые цены на автобензин А-92 и Аи-95 с начала 2018 г. выросли в РФ на 37,6% и 38,7% соответственно, на дизтопливо — на 20,5%. Вслед за оптовыми ценами увеличилась и розничная стоимость нефтепродуктов, что привело в последние дни к акциям протеста автомобилистов в ряде регионов.

Вице-премьер Дмитрий Козак провел в конце мая экстренное совещание с крупнейшими нефтяными компаниями, обсудив кризисную ситуацию на российском рынке нефтепродуктов, где наблюдается непрерывный рост оптовых и розничных цен. Правительство рассчитывает на стабилизирующее влияние последних решений на рынок. Нефтяные компании РФ готовы сохранить текущий уровень розничных цен на моторное топливо, что должно способствовать стабилизации оптовых цен.

Эксперты Thomson Reuters прогнозируют дальнейший рост цен на топливо как в опте, так и в рознице, поскольку маржа российской нефтепереработки, а также отечественных АЗС находится на самом низком уровне. Одной из ключевых причин текущей ситуации на внутреннем топливном рынке является аномальное ослабление рубля на фоне роста мировых нефтяных котировок, а также активное повышение акцизов, что наблюдалось в течение нескольких последних лет в России. «Цены на топливо в РФ буквально нашпигованы драконовскими акцизами. В большинстве российских регионов маржа по продажам бензина находится в отрицательной зоне. Определенный эффект от снижения акцизов будет, но никто не может дать гарантии, что повторения кризиса больше не случится. Сокращение акцизов приведет к выпадению из бюджета порядка 100 млрд рублей. Непонятно, как они будут перераспределены? Главная проблема для России заключается в низкой покупательной способности населения. Частник чрезвычайно чувствительно переносит взлет цен на АЗС. Этот год может стать репетицией дальнейшего кризиса на фоне возможной перестройки налоговой системы, в том числе в недропользовании», — утверждают в Thomson Reuters.

© «Алгоритм Топливный Интегратор»

Нефтекомпании пообещали Козаку фиксацию цен на моторное топливо на значениях конца мая, а правительство в обмен идет на снижение ставок акцизов. «В нынешнем положении дефицит бензина настолько глубоко поразил российский рынок, что исправить ситуацию одномоментно не представляется возможным. В этой связи ожидать сокращения биржевых цен в скором времени не следует. Хорошо, если удастся выровнять положение к началу июля. Снять с экспорта какую-то часть объема и притормозить рост, заполнив спрос адекватным предложением, нефтяные компании могут, но этого не делают. Вероятно, выжимают из рынка премию относительно экспорта порядка 1,5–2 тыс. рублей за тонну. Дефицит предложения от производителей в совокупности с оскудевшими ресурсами бензина на региональных нефтебазах не дает индексам не только снижаться, но и удерживаться на пониженных от сокращения акцизов уровнях. По-прежнему самая тяжелая ситуация регистрируется в Самаре, Саратове, Салавате, Уфы, где рост цен на 500–800 рублей за тонну вдвое опережает остальные базисы», — отмечает Виктор Костюков, эксперт компании «Алгоритм Топливный Интегратор». По его словам, остается лишь сожалеть, что история ничему не учит. По-прежнему нефтянка будет для правительства дойной коровой, лишь бы наполнить бюджет. Как при этом сложатся внутренние цены, мало кого интересует. Кризис с ценами неизбежно будет повторяться, пока сама система, вернее отсутствие системности как совокупности механизмов саморегуляции рынка нефтепродуктов, гарантирует их повторение, считает Костюков.

© «Алгоритм Топливный Интегратор»

В адрес нефтяных компаний поступают обвинения в излишнем экспорте бензина в ущерб насыщению внутреннего рынка. По данным АТИ, ежегодно из России вывозится 16–17 млн т бензина автомобильного и бензиновых фракций, в среднем по 1,4 млн т в месяц. За первые пять месяцев 2018 г. экспортировано суммарно 7,38 млн т бензина против 6,82 млн т годом ранее за такой же срок. 75% в структуре экспорта составляет бензиновое сырье под наименованием «бензин стабильный» и 25% — автомобильный бензин под наименованием «бензин моторный». Моторного (автомобильного) бензина экспортировано в этом году 1,94 млн т, что превышает показатель прошлого года на 235 тыс. т, то есть на 12%. Такой незначительный перегруз вряд ли мог осушить рынок, особенно если сопоставить его с запасами компаний, которые составляют порядка 1,6–1,8 млн т.

Нина Маркова