Неблагоприятные факторы растущих нефтяных цен начинают проявляться в биржевых ценах российского рынка. И ведь в чем еще загвоздка: ранее рубль реагировал на рост нефтяных цен таким образом, что сглаживал колебания мировых нефтяных цен на показатели внутрироссийских цен нефтепродуктов. Но в нынешние времена рубль как стойкий оловянный солдатик не выполняет эту полезную для внутреннего рынка функцию. И вот результат…

Биржа СПбМТСБ 8 ноября отметилась чрезвычайно высокой активностью торгов (660 сделок) и мощной, на 200 рублей за тонну вверх, коррекцией ценовых индексов на автомобильный бензин. Марка Аи95 подорожала по национальному индексу до 44,45 тыс. рублей за тонну, обновив абсолютный рекорд в 44,31 тыс. рублей за тонну, а марка Аи92 — до 42,08 рублей за тонну.

Повод к активизации дают внешние показатели — это подорожавшие экспортные паритетные цены на бензин Аи95: чуть ли не до 50 тыс. рублей за тонну; если быть точнее, до 49,5 тыс. рублей за тонну на бензин Аи95 Ярославского НПЗ в направлении Северо-Западной Европы. Дизельное топливо пока не столь резко реагирует на нетбэк, но и здесь, полагаю, не обойдется без коррекции под нетбэк. Так, нетбэк на летний дизель подобрался к 42 тыс. рублей за тонну.
Летние и межсезонные сорта пока остаются на горизонтальной траектории цен, а зимние классы ложатся на траекторию роста. Темпы задают сибирские НПЗ: Ангарск, ДТ класс 2 — 45,189 тыс. (плюс 630) рублей за тонну; Ачинск, ДТ класс 2 — 44,678 тыс. рублей (плюс 570) за тонну; Омск, ДТ класс 2 — 43,633 тыс. (плюс 480) рублей за тонну.

Цены сделок с керосином достигли уровней, сопоставимых со стоимостью дизельного топлива зимних классов. Коммерческая привлекательность закупок керосина для целей компаудинга с дизелем летних сортов пропала, что и остановило рост биржевых цен на него. На 200 рублей за тонну подорожал мазут до 12,46 тыс. рублей за тонну. И это обычная и вполне ожидаемая тенденция в свете роста нетбэк на этот вид нефтепродуктов.

Сентябрьский взлет биржевых цен на зимние виды дизельного топлива с 38 тыс. до 44 тыс. рублей за тонну вызвал волну возмущений со стороны независимых участников рынка, обвинявших производителей в преднамеренных действиях по взвинчиванию цен, а регуляторов в недостаточном контроле над поведением ключевых игроков рынка. Схема манипуляций, по описанию экспертов, основана на привлечении со стороны ВИНК к торгам зависимых дружественных структур, которые по их заказу выбирают до 20% от назначенной нормы, обедняя тем самым свободный рынок.
В качестве одной из мер, позволяющих исключить манипуляции с биржевыми инструментами, некоторые эксперты предлагают расширить норму обязательных продаж. Давайте, мол, установим минимум не 10%, а, например, 20% или даже 50% от объема выработки бензина. Предугадать эффект не трудно, он будет нулевым. ВИНКи выведут в «биржевой стакан» столько дружественных компаний, сколько потребуется для управления ценами рынка в нужном им направлении.

По ныне действующему Совместному приказу для каждого отдельно взятого НПЗ из числа ВИНК ежемесячно устанавливается своеобразный план-минимум реализации топлива на СПбМТСБ. Для бензина и авиакеросина — это по 10% от объема производства за месяц, для дизельного топлива и СУГ — по 5%, для мазута — 2%.
В реалиях, планы перевыполняются вдвое. В качестве примера ниже приведена диаграмма, где сведены планы реализации автомобильного бензина помесячно в 2017 г. с реальными показателями.


Так вот, фактическая реализация бензина в биржевом окне более чем вдвое превышает нормативные задания. Не 10%, а более 20% изготовленного на НПЗ бензина прокачивается через «биржевой стакан». Даже в острые для рынка весенние дни апреля и мая этот показатель не опускался ниже 2,1 раза. Вывод один: чтобы манипулировать биржевыми ценами ВИНКи должны пропускать через биржу «дружественные сделки» объемом, превышающим более половины месячного оборота. Возможно ли такое? Нам неизвестно. Ответ может дать сама биржа, проведя расследование по признакам аффилированности контрагентов, либо отследив движение товара от базиса сделки до станции назначения и грузополучателя на ней. Без такой работы подозрения о манипуляциях с ценами будут преследовать биржу постоянно.

Объемы сделок с дизельным топливом, авиакеросином, мазутом, как и с бензинами, более чем вдвое превышают планы-минимумы. Кстати, возвращаясь к теме резкого удорожания цен в сделках с зимним дизелем в сентябре этого года, следует отметить, что план-задание предусматривал реализацию 7 тыс. тонн топлива зимних классов 1,2, 3, а фактически, по отчету биржи, реализовано в десять раз больше — 66 тыс. тонн. Но и этот объем не удержал цены в разумных пределах.

Виктор Костюков,
«Алгоритм Топливный Интегратор»