Белоснежка и Margerie

СПГ-танкер ледового класса Christophe de Margerie пришвартовался в районе норвежского Хаммерфеста под загрузку сжиженным природным газом с завода компании Statoil на острове Мелкейа в Баренцевом море (проект Белоснежка). По информации компании Total – партнёр сразу двух арктических проектов по производству СПГ: Белоснежки (18,4% доля) и «Ямал СПГ» (20%), газовоз Christophe de Margerie отправился в первый коммерческий рейс из Хаммерфеста в Южную Корею по маршруту Северного морского пути. Ожидается, что СПГ-танкер достигнет пункта назначения в течение 15 дней.

Принадлежащий «Совкомфлоту» и ходящий под кипрским флагом Christophe de Margerie, первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа класса Yamalmax, был построен на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. У Margerie самый высокий ледовый класс – Arc7, судно способно самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 м. По информации «Совкомфлота», судно может круглогодично следовать по трассе Севморпути в западном от Ямала направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) – в восточном.

За один рейс Christophe de Margerie способен перевезти 172,6 тыс. куб. м СПГ. Это первое судно из серии 15 танкеров-газовозов такого класса, предназначенных для круглогодичной транспортировки сжиженного газа в сложных ледовых условиях в рамках «Ямал СПГ». В феврале-марте 2017 г. танкер прошёл ледовые испытания в море Лаптевых и Карском море, в конце марта успешно пришвартовался к газовому терминалу в порту Сабетта на полуострове Ямал, где расположены производственные мощности «Ямал СПГ».

Но пока «НОВАТЭК» настраивает производственные процессы на заводе по производству сжиженного природного газа в рамках этого арктического проекта. Напомним, что первая из трех запланированных к строительству линий завода «Ямал СПГ» (мощностью в 5,5 млн т сжиженного природного газа) должна быть запущена в эксплуатацию до конца текущего года, а на полную мощность в 16,5 млн т СПГ проект должен выйти в 2019 г. «Совкомфлот» договорился со Statoil и Total опробовать Christophe de Margerie в первом его коммерческом рейсе по трассе Северного морского пути и перевезти сжиженный природный газ с главного конкурирующего проекта – первого в мире арктического завода по производству СПГ – норвежской Белоснежки (Сневит). Сегодня компании демонстрируют наилучший пример сотрудничества в Арктике.

В этом году Белоснежке исполняется 10 лет с момента запуска проекта. В августе 2007 г. стартовала добыча газа на первом месторождении в Баренцевом море, в сентябре того же года была запущена в строй первая линия по производству СПГ. Освоение Сневит стало самым дорогим нефтегазовым проектом на норвежском континентальном шельфе (суммарно на конец 2015 г. инвестиции в проект превысили 11 млрд норвежских крон, прогнозируются дополнительные вложения более 33 млрд норвежских крон). Месторождение Белоснежка было обнаружено в Баренцевом море на глубине воды в 310-340 м еще в 1984 г. Потребовалось более 20 лет с момента открытия, чтобы разработать проект, подобрать необходимые технологии и запустить добычу и производство СПГ. Statoil планирует увеличить сроки реализации проекта до 2050 г. (с 2035 г. запланированного ранее). Недавние геологоразведочные работы компании подтвердили наличие новых запасов газа, расположенных недалеко от Сневит.

Газ и конденсат добываются на месторождении здесь с помощью подводной добычной установки, а затем по подводному трубопроводу поступают на завод по сжижению природного газа на острове Мелкейа рядом с Хаммерфестом. Проект не раз критиковали за перерасход средств, ошибки в проектировании и сжигание газа на заводе в факелах. Экологи утверждают, что проект долгое время лидировал по объемам выбросов парниковых газов. За эти десять лет производство СПГ не раз останавливалось и компаниям приходилось устранять недоделки и ошибки.

Производство газа на Белоснежке в рамках проекта вышло на максимум в 2015-2016 гг. составив в прошлом году 7,2 млрд куб. газа и 0,87 млрд куб. конденсата. Накопленная добыча с 2007 г. превысила 53,2 млрд куб. газа и 7,2 млрд. куб. конденсата. Мощность завода оценивается в 4,2-5,1 млн т СПГ в год. Среди основных импортеров доминируют европейские потребители, в том числе Испания, Нидерланды, Португалия, Польша, Литва. Отгрузка норвежского СПГ осуществлялась в адрес потребителей в Азии, Северной и Южной Америки. В 2015 г. была выполнена последняя экспортная поставка сжиженного газа из Норвегии в США – страна, которая, согласно проекту, планировалась в качестве главного импортера норвежского СПГ.

Отметим, что рейс Margerie с норвежским сжиженным природным газом не является первой поставкой из Хаммерфеста, выполняемого по трассе Севморпути. В 2012 г. танкер-газовоз Ob River, зафрахтованный «Газпромом» у греческой компании Dynagas, совершил первую поставку СПГ Белоснежки в Японию. Сейчас норвежский сжиженный газ оказался востребованным в Южной Корее – крупнейшем после Японии импортере сжиженного природного газа, с растущим потреблением газа. Среди главных поставщиков – Катар, Австралия. Россия поставляет сжиженный природный газ в эту страну со своего дальневосточного проекта «Сахалин-2».

Нина Маркова