Вопросы июля: каким будет новый «демпфер», и почему падают оптовые цены на моторные топлива?

В июле новая формула расчета «демпфера» существенно увеличит его значение только для автобензина

В первые три недели июля средние цены автомобильного бензина и дизельного топлива на рынке Северо-Западной Европы выросли относительного июньского значения на 6% и 2% соответственно. Вкупе со снижением ставки экспортной пошлины на светлые нефтепродукты это ведет к увеличению июльской индикативной экспортной цены на автобензин на 3.5% (до 59 000 руб./т), а на дизтопливо – на 1.0% (до 51 000 руб./т) (см. Рис. 1). 

Рис. 1. Индикативные экспортные и базовые цены внутреннего рынка на моторные топлива, руб./т

Если предположить, что стоимость нефтепродуктов на европейском рынке и курс рубля к доллару сохранятся на уровне средних значений за 22 дня июля, то июльские «демпферы» на моторные топлива, рассчитанные по действующей формуле, вырастут по сравнению с июнем – примерно на 30% для автобензина и на 9% для дизтоплива (см. Рис. 2). 

Рис. 2. Демпфирующие надбавки в июне-июле 2019 г., руб./т

Однако, вероятнее всего, эти цифры изменятся. 12 июля на рассмотрение в Государственную думу был внесен (и уже рекомендован профильным комитетом ко второму чтению) законопроект, корректирующий формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу на нефть. Изменения включают в себя:

  • снижение базовых уровней цен внутреннего рынка с 56 000 руб./т до 51 000 руб./т для АБ и с 50 000 руб./т до 46 000 руб./т для ДТ;
  • обнуление компенсационных надбавок в 5 600 руб./т для АБ и 5 000 руб./т для ДТ;
  • увеличение компенсационных коэффициентов с 0.6 для обоих видов моторных топлив до 0.75 для АБ и 0.7 для ДТ.

Законопроект предполагает, что новые формулы «демпфера» будут применяться для расчета июльских надбавок. Если это произойдет, то при сохранении стоимости нефтепродуктов на европейском рынке и курса рубля к доллару на уровне средних значений за 22 дня июля, демпфирующая надбавка для автобензина в июле окажется заметно выше, чем рассчитанная по действующей формуле (6 000 руб./т против 5 200 руб./т), а для дизтоплива – несколько ниже (3 500 руб./т против 3 600 руб./т). 

Дисбаланс спроса и предложения потянул вниз оптовые цены на моторные топлива

На внутреннем рынке РФ с 28 июня по 22 июля наблюдалось плавное снижение цен производителей на моторные топлива. И если средняя оптовая цена летнего дизтоплива опустилась всего на 1%, то автобензин АИ-92 за 22 дня текущего месяца подешевел на 3%, а АИ-95 – на 4% (см. Рис. 3).

Рис. 3. Цены на моторные топлива по каналам реализации в среднем по РФ, руб./т, с налогами

Поскольку средние экспортные нетбэки НПЗ на моторные топлива за прошедшие три недели июля сохранялись относительно стабильными, не их динамика стала причиной снижения цен внутреннего рынка (см. Рис. 4)

Согласно предварительным данным можно предположить, что, как и в первые месяцы 2019 г., причиной падения цен является дисбаланс спроса и предложения на моторные топлива на внутреннем рынке. Так по оперативным данным ЦДУ ТЭК за 15 дней июля объем прямых поставок с НПЗ на внутренний рынок автомобильного бензина класса 5 сохранился на уровне июня (100 тыс. т/сутки). При этом часть этих поставок не пошла на покрытие конечного спроса на продукт, а аккумулировалась в запасах предприятий нефтепродуктообеспечения – в первую половину месяца они выросли на 30 тыс. т. Вероятной причиной этого является слабый спрос на бензин, который в лучшем случае не демонстрирует положительной динамики, а в худшем и вовсе снижается.

Скорее всего, июльская ситуация со спросом на бензин является продолжением печальной картины первого полугодия 2019 г., в котором по нашим предварительным оценкам спрос внутреннего рынка на автобензин сохранился на уровне первого полугодия 2018 г. и составил 16.9 млн т.

Снижение в сравнении с июнем отпускных цен производителей на автобензин и дизтопливо при стабильных нетбэках привело к росту дисконтов в ценах внутреннего рынка относительно экспортной альтернативы для автобензина и снижению премии внутреннего рынка в ценах на дизтопливо. Однако ожидаемый рост «демпфера» для автобензина после корректировки формулы его расчета (см. выше) способен обеспечить положительную динамику интегрального дисконта внутреннего рынка (т.е. дисконта с учетом «демпфера»). Как показывают расчеты, интегральный дисконт в цене внутреннего рынка на АИ-92 при новом «демпфере» снижается к 19 июля до 400 руб./т с 1 300 руб./т на 28 июня. Соответствующие оценки для летнего дизтоплива дают рост интегральной премии внутреннего рынка за тот же период с 3 600 руб./т до 4 000 руб./т (см. Рис. 4). 

Рис. 4. Средние по РФ цены и экспортные нетбэки НПЗ на моторные топлива, руб./т

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»