Рост маржинальности с мелкооптовой торговли автобензином распространился и на розничную

На внутреннем рынке моторных топлив продолжается падение оптовых цен. Дешевеет не только автобензин, но и летнее дизтопливо.

С 29 июля по 5 августа средняя цена тонны АИ-92 потеряла 1 300 руб., или 2.9%, АИ-95 –2 800 руб., или 5.8%, ДТл – 800 руб., или 1.6% (см. Рис. 1). 

Рис. 1. Цены на моторные топлива по каналам реализации в среднем по РФ, руб./т, с налогами

В целом за июль 92-ой бензин подешевел на 7%, 95-ый – более чем на 10%. Тем самым цены к концу месяца вернулись к уровням конца апреля – начала мая. В первых числах августа падение только ускорилось со среднеиюльских темпов в 0.3% в день для АИ-92 и 0.4% в день для АИ-95 до 0.8% и 1.3% соответственно.

Согласно оперативным данным ЦДУ ТЭК, за июль запасы автомобильного бензина на предприятиях нефтепродуктообеспечения выросли на 107 тыс. т, причем за последние 5 дней месяца – аж на 40 тыс. т (подробнее в аналитическом издании ИГ «Петромаркет» Топливный рынок России №30). Это свидетельствует о том, что на внутреннем рынке нарастает профицит продукта, ставший ключевым фактором июльского падения оптовых цен на бензин.

Дисконт в оптовых ценах внутреннего рынка на автомобильный бензин марки АИ-92 относительно экспортного нетбэка в среднем за прошедший месяц увеличился до 6 800 руб./т с 4 000 руб./т в июне. При этом, по предварительным оценкам, «демпфер» даже с учетом принятых корректировок формулы его расчета (подробнее в аналитическом издании ИГ «Петромаркет» Топливный рынок России №30) компенсировал только 85% дисконта.

На оптовом внутреннем рынке дизтоплива картина качественно иная: здесь продукт в июле торговался в среднем выше экспортных нетбэков, поэтому демпфирующие надбавки лишь увеличивали премию (см. Рис. 2). 

Рис. 2. Средние по РФ цены НПЗ и экспортные нетбэки на моторные топлива, руб./т

Вслед за ценами производителей начали снижаться и отпускные цены на моторные топлива на нефтебазах. В период с 29 июля по 5 августа автобензин АИ-92 и АИ-95 в мелком опте подешевел на 0.7% и 1.3% соответственно, а летнее дизтопливо – на 0.1% (см. Рис. 1).

В результате продолжился и рост чистой маржи реализации топлив мелким оптом, на 5 августа данный показатель для АИ-92 превысил 3 тыс. руб./т, для АИ-95 – 5 тыс. руб./т.

Тем не менее, чистая маржа реализации топлив мелким оптом продолжала расти, на 5 августа для АИ-92 она превысила 3 тыс. руб./т, для АИ-95 – 5 тыс. руб./т.

На фоне относительно стабильных розничных цен на моторные топлива и падающих мелкооптовых маржинальность розничной торговли автобензином увеличилась до 1.5 руб./л для 92-ого бензина и до 2.1 руб./л – для 95-ого (см. Рис. 3). 

Рис. 3. Чистая маржа реализации автобензина на нефтебазах и АЗС в среднем по РФ

Увеличение маржинальности розничной торговли автобензином при одновременном росте убытков производителей при поставках продукта на внутренний рынок внешне воспроизводит картину начала 2019 г. Но тогда это было результатом искусственно созданного профицита продукта на внутреннем рынке и фиксации розничных цен. В текущих же условиях в отсутствие формальных соглашений между регулятором и нефтяными компаниями можно надеяться, что в ближайшем будущем наступит определенное выравнивание доходности торговли автобензином в разных каналах сбыта в результате сокращения предложения продукта на рынке страны.

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»