Октябрьский налоговый вычет для российских НПЗ составит 37.6 млрд руб.
По нашим предварительным оценкам, нефтеперерабатывающие предприятия получат 37.6 млрд руб. в качестве налогового вычета по акцизу на нефть за октябрь. Это на 7.32 млрд руб. меньше, чем им было выплачено за сентябрь (см. Рис. 1).
Снижение в основном затрагивает демпфирующую надбавку к возвратному акцизу на нефть, которая по сравнению с сентябрем потеряет почти 6.9 млрд руб. Сам возвратный акциз на нефть без учета «демпфера» также сократится, но не столь значительно – всего на 420 млн руб.
«Усыхание» возвратного акциза на нефть связано со снижением в октябре в сравнении с сентябрем цены на нефть Urals (от среднемесячного значения этой цены положительно зависит ставка возвратного акциза, рассчитываемая на 1 т перерабатываемого сырья). Октябрьский рост совокупного объема переработки нефти на российских НПЗ на 0.5 млн т оказался недостаточным, чтобы перекрыть эффект снижения ставки.
Падение выплат по «демпферу» за октябрь затрагивает и бензиновую, и дизельную его составляющие, но не в равной мере. Если дизельный «демпфер» снижается на 2.5 млрд руб., то бензиновый теряет почти в два раза больше – 4.4 млрд руб. (см. Рис. 1).
Причиной падения демпфирующих надбавок на моторные топлива стало снижение стоимости автобензина и дизельного топлива на рынке Северо-Западной Европы. В результате величина «демпфера» в расчете на 1 т реализованного дизтоплива в октябре относительно сентября снизилась с 5 261 руб. до 4 323 руб., для автобензина – с 4 522 руб./т до 2 945 руб./т (см. Рис. 2).
Оценка дальневосточного «демпфера» за прошедший месяц, выполненная на основе предварительных данных об объемах поставок моторных топлив в ДФО, дала значение порядка 900 млн руб. суммарно для автобензина и дизтоплива, что на 120 млн руб. меньше величины сентябрьского показателя.
Кто платит за низкие цены на АЗС?
По нашим оценкам, за прошедшие 10 месяцев текущего года из федерального бюджета было выплачено российским нефтеперерабатывающим предприятиям в качестве «демпфера» порядка 265 млрд руб. При этом потери производителей от поставок автобензина и дизтоплива на внутренний рынок по ценам ниже экспортной альтернативы за тот же период превысили эти выплаты на 29 млрд руб. Если предположить, что в оставшиеся два месяца: (а) цены внутреннего рынка на моторные топлива, а также сырьевые и продуктовые экспортные нетбэки останутся на своих средних уровнях за первые 8 дней ноября и (б) текущие тренды в динамике спроса на эти продукты сохранятся до конца года, то совокупные потери российских НПЗ в 2019 г. достигнут 331 млрд руб., а расходы государства на «демпфер» составят 319 млрд. руб. Таким образом, нефтепереработка окажется в минусе на 12 млрд руб.
В то же самое время, по сообщению РБК со ссылкой на документы Минфина, ожидаемые доходы Федерального бюджета от повышения НДС в 2019 г. с 18% до 20% составят порядка 507 млрд руб. Если справедлива приведенная выше оценка годового «демпфера», то 63% этой суммы придется перечислить производителям моторных топлив в качестве компенсации за низкие цены на внутреннем рынке. Однако тот же чистый прирост доходов бюджета можно было бы получить, подняв НДС всего лишь на 0.8 п.п. (с 18% до 18.8%) в отсутствие регулирования цен на автобензин и дизтопливо. Конечно, в таком случае потребители столкнулись бы с ростом цен на моторные топлива на заправках, однако цены на остальные товары выросли бы меньше, чем это произошло в результате повышения НДС на 2%. Фактически сейчас не только нефтепереработка, но и все потребители платят за то, чтобы часть из них, называемая автовладельцами, имела доступ к относительно дешевому топливу.
Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»