Осенью на рынке авиационного керосина существенно выросла цена производителей. Стоимость топлива на НПЗ в сентябре увеличилась на 4%, в октябре прибавила еще 3%, достигнув почти 48 800 руб./т с НДС (см. Рис. 1). 

Основным драйвером роста оптовой цены авиакеросина в сентябре-октябре стало сезонное увеличение спроса на продукт как на компонент внезаводского смешения зимнего дизельного топлива. 

Рис. 1. Средние по РФ цены и экспортные нетбэки НПЗ на авиакеросин в 2019 г., руб./т

Колебание цен на авиакеросин на европейском рынке в сентябре-октябре привело к росту среднего экспортного нетбэка в сентябре и снижению в октябре. В результате премия внутреннего рынка к нетбэку в течение рассматриваемого периода менялась в диапазоне 5 000–7 100 руб./т.

Средняя цена авиакеросина на топливо-заправочных комплексах (ТЗК) в аэропортах России за прошедшие месяцы осени сохранялась относительно стабильной, прибавив в октябре всего 1% относительно августа (см. Рис. 2). 

Рис. 2. Цены на авиакеросин по каналам реализации в среднем по РФ в 2019 г., руб./т с налогами 

В результате средняя чистая маржа торговли авиатопливом через ТЗК сократилась почти на 26% с 6 000 руб./т в августе до 4 400 руб./т октябре (см. Рис. 3). 

Рис. 3. Чистая маржа реализации авиакеросина на ТЗК в среднем по РФ в 2019 г., руб./т без НДС 

Рост спроса на авиаперевозки поддержал экономику авиакомпаний

Итоги 10 месяцев 2019 г. оказались благоприятными для российских авиаперевозчиков. Длившийся более двух с половиной лет период ухудшения финансового положения авиакомпаний, в течение которого рост их выручки отставал от роста их операционных затрат, был прерван: выручка обогнала затраты, несмотря на то, что последние в течение января-октября 2019 г. заметно повысились относительно аналогичного периода 2018 г.

Следует отметить, что на рост затрат гражданской авиации работали все факторы, определяющие их динамику: топливо подорожало в среднем на 4.7%, курс доллара к рублю вырос на 5.1%, существенно увеличив рублевую стоимость валютных расходов, инфляция прочих издержек составила 4.7%. 

По нашим оценкам, увеличение всех этих затрат могло бы быть компенсировано увеличением средней стоимости авиабилетов за 10 месяцев 2019 г. относительно аналогичного периода 2018 г. на 4.7% (см. Рис. 4).

Однако в реальности билеты подорожали сильнее – на 9%, что предопределило серьезное улучшение финансовых результатов авиаперевозчиков. Ускоренный рост цен на авиабилеты был вызван заметным ростом спроса на авиаперевозки при их достаточно стабильном предложении. Так по итогам 10 мес. 2019 г. рост пассажирооборота гражданской авиации по данным ФАВТ составил более чем 13% относительно аналогичного периода прошлого года.

Ярким примером описанной ситуации является компания Utair, которая еще в 2018 г. генерировала убытки (в целом за год чистый убыток перевозчика согласно финансовой отчетности по РСБУ составил 4.4 млрд руб.), а в 2019 г. смогла выйти в прибыль (чистая прибыль компании по РСБУ за январь-сентябрь 2019 г. составила 1.05 млрд руб. против убытка в 1.9 млрд руб. за аналогичный период 2018 г.).

Рис. 4. Факторный анализ изменения цен на авиабилеты в 2018-2019 гг., руб. за 1000 км полета в эконом классе

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»