По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», торги бензином и дизельным топливом на бирже СПбМТСБ вошли в сбалансированное и устойчивое состояние. На протяжении восьми торговых сессий средняя цена сделок с бензином Аи95 установилась на значении 45,88 тыс. руб. за тонну, с бензином Аи92 — на значении 44,12 тыс. руб. за тонну, с дизельным топливом — на значении 45,37 тыс. руб. за тонну. При этом отклонение от среднего значения в ту или иную сторону оставалось в коридоре +/-1%.
По информации Thomson Reuters, с 30 июля по 3 августа цены на автобензин и дизельное топливо на оптовом рынке России снижались. Так, за прошлую неделю на спотовом рынке России средняя цена на Регуляр-92 (франко-НПЗ) снизилась на 0,95%, до 44,525 тыс. руб. за тонну, на Премиум-95 — на 0,28%, до 45,962 тыс. руб. за тонну, летнее дизтопливо подешевело на 0,47%, до 45,704 тыс. руб. тонну.
В оптовом и розничном сегментах цены на топливо демонстрировали нисходящую тенденцию. В среднем на нефтебазах страны цены на Регуляр-92 и Премиум-95 снизились на 1,22%-1,28%, соответственно до 51,523 тыс. руб. за тонну и до 53,023 тыс. руб. за тонну, дизель подешевел на 0,47%, до 50,636 тыс. руб. за тонну. За аналогичный период на АЗС средняя цена на Регуляр-92 составила 41,54 руб. за литр (-0,3%), на Премиум-95 — 44,44 руб. за литр (-0,03%), на ДТ летнее — 44,61 руб. за литр (-0,03%).
Участники рынка отмечают высокий спрос на топливо с началом реализации августовских объемов. Кроме того, представители трейдерских компаний обеспокоены ростом привлекательности экспорта автобензина на фоне бокового ценового тренда на российском рынке. В перспективе последовательный спад продаж на бирже СПбМТСБ, если он продолжится, может разрушить баланс спроса и предложения, в результате цены сделок покинут горизонтальную траекторию. Но пока на рынке все спокойно, лишь отдельные яркие заявления со стороны отраслевых сообществ и экспертов продолжают редкими всполохами тревожить затишье начала августа.
Держать и не пущать
Российский топливный союз нашел виновных в росте цен на топливо, предложив отстранить трейдеров от торгов бензином с НПЗ, поскольку посредники завышают цены на конечный продукт. Эксперт компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков резко раскритиковал предложение РТС: «Ограничения в коммерции всегда кончаются плохо, под каким бы благовидным предлогом они не проводились. „Держать и не пущать“ — это не самый лучший лозунг из прошлой жизни. Неужто докатились до него? Не уверен, что инициатива РТС найдет поддержку на биржевом комитете. Если же найдет, то вслед за ней можно ожидать требования прекратить публикацию нетбэк, поскольку экспортная альтернатива, превышающая, как правило, внутренние оптовые цены косвенно мотивирует нефтяные компании к повышению цен внутреннего рынка. Казалось бы, бессмыслица. Но как расценивать иначе нынешнюю шутку РТС?».
По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», лишь 4% от общего объема сделок с бензином приходится на долю вторичных сделок, а в сегменте дизельного топлива — 1%. По мнению Костюкова, без трейдеров биржа СПбМТСБ потеряет и без того шаткий статус рыночного инструмента, превратится в обычное распределительное окно.
«Странно, что идею ограничить игру трейдеров поддерживает нефтяная компания «Роснефть». Ведь в ее силах выставить на торги столько товара, что любая перепродажа обессмыслится. Ведь в конце концов питательной средой для перепродаж является не алчность трейдера, а страх рядового посетителя торгов не получить товар вообще из-за ограниченного объема предложений от ВИНК. Наконец, нефтяная компания могла бы поддержать инициативу Межрегионгаза по созданию поставочного фьючерса на ст. Аллагуват и предложить рынку аналогичный фьючерс на базисах Самарской или Уфимской групп НПЗ. Не просто фьючерс для галочки, а с высокой ликвидностью, по объему не ниже, чем, например, на спотовом рынке, перенаправив прогнозную энергию трейдеров в нужном направлении», — отмечает эксперт.
На пути в СССР
Еще одним возмутителем спокойствия на топливном рынке стала российская аналитическая компания Vygon Consulting, представившая 8 августа новое исследование «Цены на бензин: back to USSR», посвященное вопросам регулирования топливного рынка в России. В этой публикации эксперты предложили, по сути, отменить рыночное ценообразование на топливном рынке, что означало бы возвращение к экономической практике Советского Союза.
Эксперты отмечают, что в новейшей истории России цены на бензин росли соразмерно инфляции, но в 2018 г. превысили ее уровень практически в 5 раз. Объяснением 14%-го увеличения стоимости на АЗС стало повышение мировых нефтяных котировок при ослаблении рубля. Экстренное снижение акцизов с июня 2018 г. позволило стабилизировать цены, но принципиально не изменило ситуацию. Разрабатываемые компенсационные механизмы в рамках налогового маневра несовершенны и не дают гарантий будущей финансовой стабильности НПЗ и АЗС. Однако даже после июньского снижения акцизов заводы продолжают продавать моторные топлива со скидкой в 4–7 руб. за литр для удержания цен от дальнейшего роста. Пока что многие заводы работают в минус и в будущем предпосылок для улучшения маржинальности не предвидится. В итоге либо растут цены на заправках, либо производители несут серьезные убытки. Возможно ли в такой ситуации найти компромиссное решение или же участники рынка так и останутся в подвешенном состоянии?
«Превышение оптовых цен над розничными в мае 2018 г. — знаковое событие для топливного рынка РФ. Сдерживание государством розничных цен на моторные топлива привело к убыткам нефтепереработчиков и АЗС. Поиск оптимальной модели регулирования топливного рынка является комплексной задачей. Она должна обеспечивать стабильность розничных цен, устойчивость сбытового бизнеса и предсказуемость бюджетных поступлений. По итогам первого полугодия 2018 г. ни одно из перечисленных условий не было выполнено, а планируемое повышение акцизов в 2019 г. может привести к еще большему дисбалансу. Принятые в рамках налогового маневра демпфирующий механизм и возможность оперативного изменения экспортной пошлины на нефтепродукты должны сдерживать оптовые цены. Но как это отразится на экономике нефтепереработки?», — спрашивают авторы исследования.
В качестве альтернативного варианта эксперты Vygon Consulting предлагают перейти к регулированию оптовых и розничных цен на бензин. Стоимость в оптовом сегменте может быть привязана к розничной цене дифференциалом, компенсирующим логистические расходы и маржу розницы. Причем разница между оптом и нетбэком, если она положительная, будет поступать в бюджет. Все это в итоге ведет к отказу от рыночного ценообразования на российском топливном рынке. Кроме того, в Vygon Consulting не видят перспектив для роста спроса на нефтепродукты в России в среднесрочной перспективе, и отмечают существенный профицит мощностей отечественной нефтепереработки на ближайшие годы.
Мария Кутузова