Переход Венесуэлы на рыночную стоимость бензина может оказать поддержку финансовому состоянию государственной нефтяной компании PDVSA, от которой напрямую зависит экономика всего государства. Однако, как считают эксперты, шансы на конечный успех такой инициативы пока кажутся спорными.

В начале текущей недели глава Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что государство намерено повысить цены на топливо до уровня мировых. По словам президента страны, такая мера поможет решить проблему контрабанды бензина, из-за которой страна теряет миллиарды долларов.

«Топливо должно продаваться по мировым ценам, чтобы прекратить контрабанду топлива в Колумбию и в страны Карибского бассейна», — заявил Мадуро в начале текущей недели.

Сейчас Венесуэла продает жителям страны топливо по сильно сниженным ценам. Как выяснили аналитики агентства Bloomberg, цена за литр бензина в стране составляет менее $0,01.

Как сообщил Николас Мадуро, при переходе на рыночную стоимость бензина граждане будут поддержаны системой субсидий с прогрессивной шкалой в течение трех лет. Для предоставления субсидий в стране проведут перепись транспортных средств.

Согласно заявлению президента, с 20 августа в стране начнется деноминация: боливар потеряет пять нулей, суверенный боливар будет привязан к петро. Кроме того, уже с 20 августа все расчеты государственной нефтяной компании PDVSA будут производиться в петро. Стоимость одной единицы петро приравнена к цене барреля нефти, добываемой в стране. Система зарплат также будет привязана к новой валюте. «Это фундаментальное изменение монетарной модели страны», — сообщил Николас Мадуро.

Эксперты сильно сомневаются в жизнеспособности венесуэльской затеи. Руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов считает, что переход на подобную систему нужно было проводить много лет назад, называя текущие инициативы запоздалой реакцией на ухудшение экономического положения в Венесуэле. Более того, возможные протесты населения в ответ на повышение цен на бензин, могут вынудить власти отказаться от этой инициативы.

«Для бюджета PDVSA переход на новую систему выгоден, для потребителей — нет. Повышение цен на бензин может быть острым социальным вопросом и вызвать недовольство населения, поэтому правительство не решалось повышать цены. Рост цен на бензин также усилит инфляцию в стране, которая уже сейчас превышает 100% ежемесячно», — комментирует Салихов.

Экономист Vygon Consulting Сергей Ежов при этом отмечает, что переход на предложенную Мадуро систему не гарантирует решение проблемы контрабанды венесуэльского бензина. «В новой конфигурации контрабандистами могут стать транспортные компании и даже простые автовладельцы, правда масштаб теневого бизнеса станет меньше. Чтобы пресечь возможные злоупотребления конечных потребителей,  придется вводить лимиты на объемы отпускаемого на заправках топлива», — считает эксперт.

Кристина Кузнецова