Правительство и нефтяные компании принципиально договорились о продлении соглашения о стабилизации цен на топливо до конца июня 2019 года, сообщает ТАСС.
При этом, сообщает агентство, условия для нефтяников будут смягчены: нормы объемов поставок на внутренний рынок скорректируют в сторону уменьшения, а формулу демпфирующего механизма изменят таким образом, чтобы уменьшить потери компаний.
Во встрече в правительстве приняли участие представители крупнейших нефтяных компаний: на ней были глава «Газпром нефти» Александр Дюков, первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров, первый вице-президент ЛУКОЙЛа Вадим Воробьев, глава «Нефтегазхолдинга» Эдуард Худайнатов, член совета директоров «Русснефти» Саид Гуцириев, председатель совета директоров New Stream Group Дмитрий Мазуров.
Как напоминает РБК, срок текущего соглашения должен был закончиться 31 марта 2019 года.
«Соглашения выполнил свою роль: розничные цены росли ниже инфляции, при этом запасы дизеля на рынке по сравнению с прошлым годом выросли на 30%, а бензина — на 10%», — рассказал в ходе совещания замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
По итогам совещания принято решение снизить условные внутренние цены на бензин и дизельное топливо в формуле демпфирующего механизма на 5 тыс. и 4 тыс. руб. — до 51 тыс. и 46 тыс. руб. за тонну соответственно, пишет РБК со ссылкой на слова министра энергетики РФ Александра Новака. Изменение демпфера обойдется бюджету в 120–190 млрд руб. в год, цитирует издание заявление директора департамента Минфина Алексей Сазанов.
Еще в середине февраля вице-премьер РФ Дмитрий Козак говорил, что нефтяные компании просят скорректировать механизм демпфера, отмечает «Независимая газета». Уже тогда глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявлял, что система с отрицательным акцизом и демпфером негативно влияет на производство бензинов. «Экономика дает сигналы нефтепереработчикам снижать объемы производства товарных бензинов и увеличивать прямогонных бензинов. Мы этого не делаем, но сигналы такие видим, и их нужно учитывать для стабильности внутреннего рынка», — цитирует его «НГ».
Глава «Татнефти» Наиль Маганов, в свою очередь, называл механизм обратного акциза на нефть и демпфер сложной и запутанной системой, не всегда отвечающей реалиям рынка, и заявлял, что на долгосрочную перспективу ее нужно пересматривать. Его поддержал и первый вице-президент «Роснефти» Павел Федоров, подчеркивающий, что необходимо донастроить демпферный акциз на нефть. При этом потери нефтяной отрасли от сдерживания цен на топливо и действия демпфера, по словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, на данный момент составляют 50 млрд рублей.
В первом квартале 2019 года демпфер сработал неправильно: вместо субсидий нефтянкам пришлось самим доплатить в бюджет. Как подсчитали аналитики Vygon Consulting, недополученная прибыль нефтяных компаний на январь — март составила 110 млрд руб., при этом за счет демпфера они смогли компенсировать только 25 млрд руб. «Это произошло потому, что по дизелю демпфер был положительным, а по бензину — отрицательным, и нефтяники доплатили в бюджет 16 млрд руб.», — объяснил РБК главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.
Еще одно решение прошедшего совещания заключается в проведении консультации с ЕАЭС о возможности введения лицензирования экспорта нефтепродуктов. Нынешнее продление необходимо на период разработки и запуска механизма лицензирования, приводит слова вице-премьера Дмитрия Козака издание lenta.ru. Козак также объяснил необходимость соглашения тем, что окончание действия договоренностей совпадало с сезоном повышенного спроса на топливо.
«На новое продление заморозки нефтяники согласились, поскольку речь шла о небольшом периоде — три месяца», — пояснил владелец НК «Новый поток» Дмитрий Мазуров. Его цитирует lenta.ru. По его словам, в правительстве обещали, что это будет последнее продление.
Кристина Кузнецова