Несмотря на масштабную модернизацию российских НПЗ и переход на Евро-5, по данным Thomson Reuters KORTES, производство бензина в РФ выросло с 2012 г. всего лишь на 2,8% при увеличении потребления на мизерные 0,5%. Стагнация рынка на фоне огромных вливаний ВИНК в обновление нефтеперерабатывающих мощностей не остановила регуляторов: акциз на бензин Евро-5 вырос в тот же период в 2 раза. Фискальные сборы в цене литра топлива в России достигли фантастических 65%.

В то же время на фоне выборного цикла (Госдума и президент) розничные цены в стране находятся, по данным Thomson Reuters, ниже инфляционного роста, а главный удар со стороны государства нанесен по оптовому рынку, который находится под прессом как контролирующих органов, так и рыночных факторов. Да, высокая стоимость бензина в стране связана с подросшими мировыми ценами на нефть, но в большей степени за нее несут ответственность акцизы, повышаемые правительством. Доходы от них, согласно концепции российских властей, должны идти на ремонт и строительство ставших в России «золотыми» дорог.

«На общеевропейском уровне отсутствует прямое регулирование ценообразования в розничном сегменте рынка. Европейский рынок моторных топлив является полностью конкурентным. Лишь некоторые страны-члены ЕС в настоящее время косвенно воздействуют на стоимость нефтепродуктов на АЗС путем установления максимально допустимых уровней цен», — отметил Александр Шкурин, начальник отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES, в рамках встречи с журналистами, проходившей в Берлинском доме на прошлой неделе.

Как рассказал эксперт, либерализация розничного рынка моторных топлив в Европе завершилась относительно недавно. Основной задачей, решаемой на уровне ЕС, является создание конкурентной среды для продавцов, снижение барьеров входа на рынок для независимых операторов, предотвращение чрезмерного увеличения рыночной концентрации и проявлений согласованных действий игроков. Конечную стоимость бензина и дизельного топлива в рознице, помимо оптовой цены на нефтепродукты, валютных курсов, затрат на логистику, организацию торговли и прочих операционных затрат и маржи АЗС, являются налоги. Ставки акцизов и НДС сильно варьируются в странах ЕС, в то время как разница в ценах до налогообложения не столь значительна.

Основной принцип регуляторов в Европе — принцип «прозрачности» для всех участников рынка. Некоторые европейские страны ввели определенные механизмы, позволяющие потребителям следить за актуальными ценовыми предложениями на топливо и лучше понимать динамику цен на АЗС в течение дня или дней недели. Правительство Бельгии применяет систему ценовых «потолков», уровень розничных цен на топливо в действительности находится ниже этого «потолка». Максимально допустимые цены устанавливаются ежедневно через формулу, учитывающую стоимость нефтепродуктов на НПЗ, маржу дистрибьюторов, отчисления в бюджет, акциз и НДС. Люксембург придерживается схожей политики в рамках соглашений с компаниями-импортерами нефтепродуктов. Около 2/3 всего объема топлива в рознице в стране реализуется по максимально допустимым ценам, оставшаяся часть продается по ценам ниже установленного «потолка», в основном на АЗС независимых операторов.

В августе 2011 г. в Австрии была создана онлайн-платформа E-Control, ставшая инструментом отслеживания актуальных розничных цен на АЗС. Она способствует прозрачности рынка для потребителей. Операторы заправочных станций обязаны сообщать в электронной форме (через платформу E-Control или через автоматические SMS- сообщения) о каждом изменении цен на дизельное топливо и автобензин Super с октановым числом 95 не позднее чем через полчаса после соответствующей корректировки. Кроме того, законодательство устанавливает временные рамки для изменений: операторы автозаправочных станций в Австрии с 2011 г. могут производить повышение цен на топливо только один раз за 24 часа в 12:00 по местному времени, в то время как снижение цен возможно в любое время. При изменении цен в 12:00, АЗС обязана незамедлительно предоставить данные в E-Control. Покупатели заранее знают, в какое время выгоднее всего заправляться, и, как правило, период с 12:00–14:00 является «мертвым» для операторов АЗС.

С 31 августа 2013 г. операторы заправок в Германии обязаны предоставлять изменения цен на бензин Super E5, Super E10 и дизельное топливо регулятору в режиме реального времени. Эти данные могут предоставляться потребителям напрямую через интернет-ресурсы, где можно наблюдать за актуальными предложениями на топливо.

«В России уже создается инфраструктура для прозрачного розничного рынка — онлайн мониторинг цен и объемов по всей стране на каждой кассе. Необходимо разработать «правила игры», которые бы полностью устраивали как регуляторов, так и участников рынка. Введение этих правил должно позволить исключить «ручное регулирование».

Прозрачность рынка возможна при обмене данными между регуляторами рынка: ФНС и ФАС в первую очередь. Игроки рынка должны быть готовы к прозрачности и конкуренции, а также принимать непосредственное участие при формировании «правил игры». Введение рыночных механизмов и «размораживание» розницы возможно только при увеличении покупательной способности и росте благосостояния населения», — считает Александр Шкурин.

Мария Кутузова