Shell заправила «Проспект Гагарина»

Впервые заправлен работающий на сжиженном природном газе (СПГ) нефтяной танкер Gagarin Prospect, принадлежащий российской судоходной компании «Софкомфлот». Специализированное судно-бункеровщик Cardissa концерна Shell выполнило первую бункеровочную операцию СПГ «с судна на судно» в порту Роттердама.

Как отмечает концерн в своем сообщении, Gagarin Prospect — первый в мире нефтетанкер класса Афрамакс, использующий СПГ в качестве основного судового топлива. Это первое из двух аналогичных судов, зафрахтованных Shell у «Совкомфлота» для перевозки нефти. «Концерн продолжает работу по созданию бункеровочной инфраструктуры СПГ на основных направлениях морской транспортировки в различных районах Мирового океана. Использование бункеровщика Cardissa позволило создать важный для судоходной отрасли прецедент использования СПГ как топлива для крупнотоннажных судов, эксплуатирующихся без привязки к фиксированным маршрутам и расписанию движения», — утверждают в компании

По словам Грэма Хендерсона, вице-президента по морским перевозкам концерна Shell, первая бункеровка с использованием судна Cardissa является результатом той работы, которую ведет компания по внедрению СПГ в качестве эффективного и более чистого вида судового топлива. По сравнению с другими видами судового топлива, использование СПГ обеспечит существенное улучшение состояния окружающей среды, поскольку не содержит серы и твердых частиц. Использование сжиженного природного газа в качестве топлива для судов различных классов стимулируется нормами Международной морской организации, согласно которым выбросы серы от судового топлива к 2020 г. не должны превышать 0,5%.

«Совкомфлот», как и другие ведущие судовладельцы и операторы судов, решил постепенно переходить с традиционных видов судового топлива на СПГ, в том числе в свете новых требований по ограничению выбросов Международной морской организации. Как рассказал глава российской компании Сергей Франк, еще в апреле 2015 г. группа «Совкомфлот» и концерн Shell приступили к реализации сложного проекта, целью которого является внедрение СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных танкеров. «В основе нашего партнерства лежит общее стремление снизить воздействие от эксплуатации танкерного флота на окружающую среду. Новое поколение танкеров серии “Проспект Гагарина” задает отрасли высокий стандарт безопасности и качества судоходства. Это особенно важно при эксплуатации судов в районах Мирового океана с высокой интенсивностью морских грузоперевозок. К их числу относятся акватории Балтийского и Северного морей, где в первую очередь предстоит работать танкерам “зеленой” серии. Мы гордимся тем, что Shell выбрал «Совкомфлот» в качестве партнера в реализации проекта создания и освоения нового поколения танкеров, востребованных рынком и, в целом, как партнера в решении задачи повышения экологической безопасности морского транспорта», — рассказал генеральный директор — председатель правления «Совкомфлота» Сергей Франк.

По информации российского судовладельца, первая СПГ-бункеровка является важной вехой в реализации договоренностей компаний о развитии бункеровочной инфраструктуры СПГ для крупнотоннажных танкеров. В феврале 2018 г. концерн заключил с СКФ долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух танкеров типоразмера «Афрамакс» (дедвейтом 114 тыс. т) с двухтопливными двигателями. Первым из них и стал «Проспект Гагарина», названный в честь первого российского космонавта Юрия Гагарина. Другой танкер, Samuel Prospect, который будет назван в честь основателя компании Shell Transport & Trading Co сэра Маркуса Самюэля, планируется к передаче концерну в чартер в 2019 г.

Отметим, судно-бункеровщик Cardissa вместимостью 6,5 тыс. куб. м СПГ находится под управлением компании Shell Shipping & Maritime. Технические характеристики судна позволяют компании обеспечить бункеровку СПГ в различных регионах Европы. Однако для первой из них был выбран порт Роттердама. По словам Алларда Кастелейна, главного исполнительного директора голландского порта, его администрация поддерживает меры, направленные на повышение качества морского судоходства. По сравнению с другими видами топлива, использование СПГ способствует снижению выбросов парниковых газов и обеспечивает существенное улучшение состояния окружающей среды.

Мария Кутузова