Осенний ремонт перерабатывающих мощностей привел к ажиотажному спросу на нефтепродукты. В сентябре растет объем простаивающих мощностей по первичной переработке нефти на российских НПЗ. Так, по данным ThomsonReuters, в первый осенний месяц этот показатель вырастет на 0,435 млн т до 2,597 млн т. Согласно прогнозу, простой первичных мощностей в октябре сократится на 0,29 млн т до 2,364 млн т.
Корректировка объемов первичной переработки нефти на российских НПЗ в сентябре и октябре вызвана переносом начала ремонта первичной установки АВТ-5 мощностью 12 тыс. т в сутки на НОРСИ с начала октября на середину сентября, а также появившейся информацией о планах полной остановки первичной переработки на Ухтинском НПЗ в сентябре на две недели, в период ремонта вторичных установок.
Ранее корректировки выбывающих перерабатывающих мощностей в сентябре и октябре были вызваны переносом на более поздние сроки периодов ремонта на Ангарской НХК установки АВТ-6 мощностью 17,14 тыс. т в сутки (с августа на сентябрь-октябрь) и ремонта АВТ-7 мощностью 21,11 тыс. т в сутки на ТАИФ-НК (с сентября на октябрь-ноябрь). В табличке приводится график выбывающих мощностей первичной переработки нефти на НПЗ РФ, согласно уточненному графику ремонтов ЦДУ ТЭК.

По данным на конец августа цены на автобензин на оптовом рынке России продолжили расти. В последнюю неделю на спотовом рынке РФ средняя цена на Регуляр-92 (франко-НПЗ) повысилась на 1,4%, до 46,948 тыс. руб. за тонну, Премиум-95 подорожал на 3,22%, до 51,083 тыс. руб. за тонну.
По информации участников рынка, поддержку ценам на бензин оказывали высокий спрос на фоне ограниченного объема предложений в преддверии осенних ремонтов на НПЗ, удорожание сырья для переработки на российских заводах почти на 3 тыс. руб. за тонну, а также отставание внутренних цен от экспортной альтернативы. «Из-за того, что на нефтебазах сохранялся запас топлива, цены на бензин с отгрузкой автотранспортом начали расти только на прошедшей неделе, при этом удорожание крупнооптовых партий обозначилось уже в конце июля», – отмечали трейдеры. В августе некоторые участники сообщали, что приобретение бензина на нефтебазах в регионах выгоднее, чем по ж/д с заводов.

В мелкооптовом сегменте рынка цены на топливо тоже начали активнее расти, вслед за оптовыми, после снижения в летние месяцы. В то же время значительных изменений розничных цен не наблюдалось. В среднем на нефтебазах страны Регуляр-92 и Премиум-95 подорожали на 0,92-1,47%, соответственно до 51,183 тыс. руб. за тонну и до 53,226 тыс. руб. за тонну. В августе на АЗС средняя цена на Регуляр-92 составила 41,46 тыс. руб. за литр (-0,07%), на Премиум-95 – 44,43 руб. за литр (-0,02%).

По данным «Алгоритм Топливный Интегратор», ажиотаж, вызванный сообщением об ограничении объемов биржевых продаж бензина из-за планового ремонта завода Салават НХК, развивался в конце августа по восходящей траектории. Нефтяные компании не делали попыток приглушить этот ажиотаж за счет вливания дополнительных ресурсов. Так, 29 августа суммарный объем реализации бензина Аи95 на первичном рынке сократился на 7% до 8,46 тыс. т, а бензина Аи92 — на 5% до 20,29 тыс. т. В результате цены на бензин и дизтопливо выросли. Биржевые индексы по остальным видам топлива, в том числе на авиакеросин, мазут, СУГ) вышли в конце августа на рекордные по году значения.
Нина Маркова