Последствия новых решений Правительства о регулировании цен на моторные топлива

Новое соглашение нефтяников и государства: какова логика?

21 марта на заседании Правительства было принято решение о продлении соглашения с нефтяными компаниями о фиксации розничных и мелкооптовых цен, заключенного в ноябре 2018 г., на период до конца июня 2019 г. Также было предложено скорректировать формулу расчета демпфирующей надбавки по автомобильному бензину, снизив базовый/целевой уровень цены внутреннего рынка с 56 000 руб./т до 51 000 руб./т. Среди всего прочего планируется скорректировать требования к темпам роста поставок моторных топлив на внутренний рынок в 2019 г. относительно 2017г.

Основным поводом ожидаемых изменений стал тот факт, что при действующих условиях функционирования российской нефтепереработки, все бензиновые НПЗ (Ангарская НХК, Ачинский НПЗ, Самарская группа НПЗ, Московский НПЗ, ЛУКОЙЛ-ННОС, Рязанский НПЗ, ТАИФ-НК, Уфимская группа НПЗ, ЛУКОЙЛ-УНП, ЯНОС) перерабатывают нефть в убыток. Так в среднем их чистая маржа в январе 2019 г. составила минус 850 руб./т, в феврале — минус 1 610 руб./т.

Основной причиной убыточности бензиновых НПЗ в начале года стало наличие требований по поставке бензина на внутренний рынок, которые создали профицит продукта в стране (подробнее об этом см. еженедельное аналитическое издание ИГ «Петромаркет» Топливный рынок России №7, 8). Наличие этого требования вынуждало НПЗ продавать бензин с огромным дисконтом относительно экспортной альтернативы (по оценкам ИГ «Петромаркет» в среднем за период с 1 по 20 марта дисконт составил 10 800 руб./т) (см. Рис. 1).

Рис. 1. Средние по РФ цены НПЗ и экспортные нетбэки на АИ-92, руб./т

Вторая причина убыточности бензиновых НПЗ — бензиновый «демпфер», который в январе-феврале оказался отрицательным, и производители были вынуждены доплачивать в бюджет за каждую тонну реализованного на рынке продукта: 3 600 руб./т в январе и 1 800 руб./т в феврале.

Корректировка «демпфера» без снятия ограничений на экспорт автобензина не поможет бензиновым НПЗ выйти из убытков

Снижение базовой цены на автобензин до 51 000 руб./т приведет к существенному росту демпфирующей надбавки. Так, если бы новая формула заработала уже в марте, то по оценкам ИГ «Петромаркет» демпфирующий коэффициент для автомобильного бензина составил бы 5 875 руб./т против -485 руб./т при действующей формуле (расчет сделан в предположении, что индикативная экспортная цена сохранится на уровне средних значений за 20 дней марта — 55 190 руб./т) (см. Рис. 2).

Рис. 2. Соотношение индикативной экспортной и базовой цен внутреннего рынка, руб./т

Но даже такого существенного роста «демпфера» будет недостаточно для того, чтобы вывести маржу бензиновых НПЗ в «плюс» без основательного пересмотра требований по поставкам бензина на внутренний рынок. Не исключено, что эти требования изменятся несущественно. В этом случае профицит бензина на внутреннем рынке сохранится на текущем уровне, а значит, сохранятся на текущем уровне и цены внутреннего рынка и, как следствие, дисконт к экспортным нетбэкам НПЗ, а бензиновые НПЗ продолжат работать в убыток.

Действительно, если руководствоваться оценками средней чистой маржи бензиновых НПЗ по итогам февраля, то за счет корректировки «демпфера» она выросла бы со сложившихся в феврале -1 600 руб./т лишь на 1 000 руб./т и осталась бы в отрицательной зоне на уровне -600 руб./т (см. Рис. 3).

Рис. 3. Средняя чистая маржа переработки сырья различных групп* НПЗ в феврале 2019 г. с учетом корректировки демпфера для автобензина, руб./т
*1. Производители АБ: Ангарская НХК, Ачинский НПЗ, Самарская группа НПЗ, Московский НПЗ, ЛУКОЙЛ-ННОС, Рязанский НПЗ, ТАИФ-НК, Уфимская группа НПЗ, ЛУКОЙЛ-УНП, ЯНОС.
2. Производители ДТ: ЛУКОЙЛ-ВНПЗ, Омский НПЗ, ЛУКОЙЛ-ПНОС, ТАНЕКО, Хабаровский НПЗ.
3. Переработчики ГК: Астраханский ГПЗ, Газпром нефтехим Салават, Сургутский ЗСК, Уренгойгазпром, НОВАТЭК-Усть-Луга.
4. Экспортеры: Ильский НПЗ, КИНЕФ, Комсомольский НПЗ, Краснодарэконефть, Нижневартовское НПО, Орскнефтеоргсинтез, Саратовский НПЗ, Туапсинский НПЗ, Яйский НПЗ.
5. Оптимизаторы налогообложения: Афипский НПЗ, Антипинский НПЗ, Марийский НПЗ, Новошахтинский НПЗ, Славянск ЭКО.

Более того, одной лишь корректировкой «демпфера» не удалось бы избежать несправедливой «дифференциации» маржи между различными группами НПЗ, когда «экспортеры» (Ильский НПЗ, КИНЕФ, Комсомольский НПЗ, Краснодарэконефть, Нижневартовское НПО, Орскнефтеоргсинтез, Саратовский НПЗ, Туапсинский НПЗ, Яйский НПЗ), «оптимизаторы налогообложения» (Афипский, Антипинский и Марийский НПЗ, Новошахтинский ЗНП, Славянск ЭКО) и даже мини-НПЗ более маржинальны, чем куда более технологически развитые бензиновые НПЗ, обеспечивающие страну социально значимым автомобильным топливом.

Что будет с ценами на бензин, если снять ограничение на экспорт? 

Если наряду с корректировкой «демпфера» будут существенно пересмотрены требования по поставкам бензина на внутренний рынок, то у НПЗ появляются шансы повысить отпускные цены до уровня, который сделает продажу топлива на внутреннем рынке равновыгодной с продажей на экспорт (т.е. цена внутреннего рынка за вычетом «демпфера», НДС и акциза будет равна экспортному нетбэку НПЗ). В этом случае средние отпускные цены на НПЗ могут увеличиться на 14% с 39 700 руб./т за 1-20 марта до 45 300 руб./т (см. Рис. 4).

Рис. 4. Средняя цена НПЗ при снятии ограничений на экспорт автобензина и корректировке «демпфера», расчет на основе средних показателей за 01-20 марта 2019 г, руб./т с учетом налогов

В этом случае все обозначенные выше проблемы с маржинальностью бензиновых НПЗ будут решены. Однако, возникнут и негативные последствия. Рост оптовых цен приведет к росту мелкооптовых, что приведет к снижению маржинальности торговли топливом на АЗС (напомним, что с начала года цены на АЗС находятся на зафиксированном в ноябрьском соглашении между нефтяниками и Правительством уровне). Правда, последствия будут хоть и негативные, но не катастрофические – чистая маржа реализации автобензина АИ-92 на АЗС снизится с текущих 4.4 руб./л (среднее значение за 20 дней марта) до 1.1 руб./л (см. Рис.5).

Рис. 5. Экономика торговли АИ-92 на АЗС при снятии ограничений на экспорт автобензина и корректировке «демпфера», расчет на основе средних показателей за 01-20 марта 2019 г, руб./л с учетом налогов

Такой вариант развития событий полностью соответствует сценарию, описанному в предыдущем выпуске рубрики «Неделя глазами Петромаркета»: через «демпфер» НПЗ будет компенсирована половина дисконта внутреннего рынка, остальную половину предприятия компенсируют через рост отпускных цен, который в конечном счете отъест маржу у АЗС.

Материал предоставлен ИГ «Петромаркет»