16 сентября после объявления о сокращении добычи нефти в Саудовской Аравии в результате нападения дронов на нефтяные объекты компании Saudi Aramco в Абкайке и Хурайсе, цена на нефть марки Brent подскочила на 15% относительно предыдущего дня – до 69 долл./барр. 

17 сентября министр энергетики Саудовской Аравии сообщил о планах использовать запасы сырья для полного выполнения обязательств по экспорту нефти в текущем месяце. По его словам, уже к концу сентября уровень добычи сырья в стране будет полностью восстановлен. Цена Brent отреагировала на это заявление немедленным снижением до 64.6 долл./барр. с последующей стабилизацией на уровне 64 долл./барр. (см. Рис. 1).

Рис. 1. Цена Brent на Лондонской бирже

Как сообщил The Wall Street Journal, Saudi Aramco проявила интерес к закупкам нефти и нефтепродуктов на внешнем рынке. Выглядит это так, как будто компания стремится по возможности поддерживать собственный экспорт нефти, тогда как импорт сырья и продуктов имеет целью обеспечить нефтяными топливами внутренний рынок Саудовской Аравии. 

Одновременно в европейских центрах международной торговли произошел рост крек-спредов на моторные топлива. Разница в стоимости автомобильного бензина и нефтяного сырья на рынке Северо-Западной Европы 17 сентября подскочила до 155 долл./т. Среднее значение бензинового крек-спреда за прошедшую неделю составило 124 долл./т против 110 долл./т в среднем за первую половину месяца. Крек-спред на дизтопливо на роттердамском рынке вырос со 113 до 120 долл./т за период с 16 по 23 сентября (см. Рис. 2).

Рис. 2. Крек-спреды на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы, долл./т

Вслед за ростом стоимости нефти и крек-спредов на моторные топлива на европейском рынке увеличились и экспортные нетбэки на автобензин и дизтопливо для российских производителей. Как следствие, на фоне слабой динамики оптовых цен внутреннего рынка выросли дисконты в отпускных ценах производителей относительно экспортной альтернативы. Если 13 сентября средняя цена НПЗ на АИ-92 была ниже среднего нетбэка на 5 200 руб./т, то к 20 сентября дисконт превысил 7 600 руб./т. В инерционном сценарии, т.е. при сохранении до конца месяца стоимости автобензина на роттердамском рынке и курса доллара к рублю на уровне 23 сентября, демпфирующая надбавка сможет компенсировать производителям лишь 75% среднего значения дисконта за прошедшие дни месяца.

На рынке дизельного топлива ситуация выглядит менее болезненной для производителей. Дисконт в ценах внутреннего рынка на летние сорта дизтоплива относительно экспортных нетбэков увеличился с 13 по 20 сентября в абсолютном выражении не столь значительно: с 800 руб./т до 2 600 руб. Более того, в рамках инерционного сценария дизельный «демпфер» с лихвой перекрывает разницу отпускных цен и экспортных нетбэков для российских производителей, обеспечивая им положительную интегральную (т.е. с учетом «демпфера») премиальность при реализации продукта внутри страны (см. Рис. 3).

Рис. 3. Средние по РФ цены НПЗ и экспортные нетбэки на моторные топлива, руб./т

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»