Всю прошедшую неделю с 20 по 27 сентября цены на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы плавно снижались вследствие падения цен на нефть и топливных крек-спредов. Так, и цена на нефть марки Brent, и крек-спреды на автобензин и дизтопливо на роттердамском рынке после резкого подъема 16 и 17 сентября практически вернулись к своим средним уровням первой половины месяца.

В течение того же периода средние по стране цены производителей на моторные топлива демонстрировали слабый рост. Средняя стоимость тонны АИ-92 в оптовом звене увеличилась на 70 руб., цена на летнее (включая межсезонное) дизтопливо прибавила 470 руб./т (см. Рис. 1).

Рис. 1. Средние по РФ цены НПЗ и экспортные нетбэки на моторные топлива, руб./т

Следствием такой динамики стало заметное сокращение дисконтов в ценах реализации моторных топлив на внутреннем рынке относительно экспортной альтернативы по сравнению со второй декадой сентября. Для автомобильного бензина снижение дисконта с 20 по 27 число составило более 3 700 руб./т, а для дизельного топлива за тот же период – более 1 600 руб./т.

Сентябрьская демпфирующая надбавка для автобензина предварительно оценивается в 4 400 руб./т, что почти на 700 руб./т меньше августовского значения (см. Рис. 2). При этом начиная с 25 сентября такая надбавка оказывается достаточной, чтобы обеспечить производителям в среднем большую доходность поставок продукта на внутренний рынок по сравнению с поставками на экспорт. На рынке дизтоплива «демпфер» в сентябре, по нашей оценке, почти достигнет отметки в 5 000 руб./т, что на 1 300 руб./т больше, чем было в августе. Причиной такого повышения стало подорожание дизтоплива на роттердамском рынке в прошедшем месяце относительно августа. На 27 сентября демпфирующая надбавка для ДТ обеспечивала производителям интегральную премию реализации дизтоплива на внутреннем рынке порядка 3 700 руб./т.

Рис. 2. Демпфирующие надбавки в августе-сентябре 2019 г., руб./т

По предварительным оценкам, суммарные расходы Федерального бюджета на выплаты по «демпферу» в сентябре составят порядка 32.2 млрд руб., что на 0.9 млрд руб. больше выплат за предыдущий месяц. При этом сократятся на 2 млрд руб. выплаты по стандартному «демпферу» для автобензина, а для дизтоплива они, наоборот, увеличатся на 2.9 млрд руб. Размер компенсаций за поставку моторных топлив в регионы ДФО, по нашим оценкам, сохранится на уровне августа.

В мелкооптовом сегменте с 23 по 30 сентября наблюдалось небольшое повышение средних цен. Автобензин АИ-92 подорожал на 80 руб./т, АИ-95 – на 150 руб./т. Средняя цена летнего и межсезонного дизтоплива увеличилась на 270 руб./т (см. Рис. 3).

В рознице моторные топлива также немного подорожали. 30 сентября 92-ой бензин на АЗС стоил в среднем на 3 коп./л дороже, чем 23 сентября, 95-ый – на 2 коп./л. На 4 коп./л за рассматриваемый период подросла розничная цена летнего дизтоплива.

Рис. 3. Цены на моторные топлива по каналам реализации в среднем по РФ, руб./т, с налогами

Такая динамика цен в оптовом и мелкооптовом каналах не привела к ощутимым изменениям маржинальности торговли топливами на нефтебазах. Для АИ-95 чистая маржа в мелком опте 30 сентября увеличилась на 180 руб./т по сравнению с 23 сентября. За этот же период маржа мелкооптовой торговли летним и межсезонным дизтопливом снизилась на 200 руб./т. 

Маржинальность розничной торговли топливами с 23 по 30 сентября уменьшилась. Чистая маржа реализации автобензина АИ-92 на АЗС снизилась на 2 коп./л, АИ-95 – на 7 коп./л, ДТл+м – на 16 коп./л (см. Рис. 4).

Рис. 4. Чистая маржа реализации автобензина на нефтебазах и АЗС в среднем по РФ

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»