В октябре демпфирующие надбавки ждет падение

Стоимость нефти Brent за первые три недели октября опустилась до 59.1 долл./барр., что на 3% ниже уровня конца сентября. Минимальная цена (57.7 долл./барр.) была зафиксирована 3 октября (см. Рис. 1).

Рис. 1. Цена Brent на Лондонской бирже

В рублевом выражение за тот же период Brent подешевела чуть больше – на 4% – благодаря некоторому укреплению рубля.

Крек-спреды на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы вели себя более динамично. В первую очередь это касается автобензина. Разница в стоимости автомобильного бензина АИ-92 и нефти, подскочив за первые 4 дня текущего месяца со 121 долл./т до 160 долл./т, к 9 октября упала до 100 долл./т, после чего практически не менялась вплоть до 21 октября. Крек-спред на дизтопливо на роттердамском рынке в прошедшие дни октября при всех своих колебаниях демонстрировал слабую тенденцию к росту: 21 октября он достиг 150 долл./т против 122 долл./т 30 сентября (см. Рис. 2). 

Рис. 2. Крек-спреды на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы, долл./т

Наблюдаемая динамика курса доллара и крек-спредов заставляет ожидать снижения демпфирующих надбавок в октябре относительно предыдущего месяца. Если цены на моторные топлива на Северо-Западе Европы и курс доллара сохранятся до конца месяца на уровне средних значений за первые 21 день, то октябрьский «демпфер» для автобензина, по нашей оценке, снизится с сентябрьского уровня в 4 520 руб./т до 2 970 руб./т. Предварительная оценка октябрьской демпфирующей надбавки для дизтоплива, выполненная в тех же предположениях, что и для автобензина, дает значение в 4 400 руб./т (см. Рис. 3). 

Рис. 3. Демпфирующие надбавки в сентябре-октябре 2019 г., руб./т

Дисконт на оптовом рынке автобензина сократился

За период с 30 сентября по 18 октября оптовые цены на автомобильный бензин АИ-92 и летнее дизельное топливо снизились. Так, средние оптовые цены на автобензин АИ-92, слегка поколебавшись в диапазоне 46 120 – 46 560 руб./т, к концу обозреваемого периода оказались ниже уровня его начала на 170 руб./т. Средняя цена производителей на летнее ДТ и вовсе упала за рассматриваемый период на 700 руб./т до 47 000 руб./т.

В то же время на рынке Северо-Западной Европы цены на автобензин к середине текущего месяца снизились по сравнению с последним днем сентября, потянув за собой вниз экспортные нетбэки. Это привело к сокращению дисконта в оптовых ценах реализации автобензина на внутреннем рынке относительно экспортной альтернативы на 290 руб./т. Оперативная оценка «демпфера» для автобензина (см. выше «В октябре демпфирующие надбавки ждет падение») сможет компенсировать производителям 74% среднего за прошедшие дни октября дисконта в ценах внутреннего рынка относительно экспортной альтернативы (см. Рис. 4).

Рис. 4. Средние по РФ цены НПЗ и экспортные нетбэки на моторные топлива, руб./т

Для летнего дизельного топлива средний экспортный нетбэк с 30 сентября по 18 октября, напротив, увеличился, хотя и незначительно. При этом, по предварительным оценкам, октябрьской демпфирующей надбавки для дизтоплива будет достаточно, чтобы рынок дизтоплива сохранил интегральную (т.е. с учетом выплачиваемого «демпфера») премиальность.

В России открылся сезон зимнего дизеля

Средняя отпускная цена НПЗ на межсезонные и зимние сорта дизтоплива в течение первого 21 дня октября снизилась соответственно на 650 руб./т и на 1 600 руб./т, как следствие сезонного роста производства этих топлив. По оперативным данным ЦДУ ТЭК, совокупная доля ДТм и ДТз в общем объеме выпуска дизтоплива на НПЗ РФ за 16 дней октября достигла 42%, тогда как в прошлом месяце она составляла лишь 10%. Одновременно с этим за 21 день октября объем реализации ДТм и ДТз на СПбМТСБ увеличился почти в 3 раза относительно аналогичного периода сентября (см. Рис. 5).

Средняя отпускная цена летнего дизтоплива на нефтебазах за 21 день октября увеличилась на 200 руб./т. А вот межсезонный и зимний сорта дизеля на нефтебазах подорожали к 21 октября относительно конца сентября гораздо существеннее – на 2 900 руб./т и 3 900 руб./т соответственно – что позволяет предполагать превышение в мелкооптовом канале спроса на эти топлива над их предложением (см. Рис. 5).

Рис. 5. Цены на дизельное топливо по каналам реализации в среднем по РФ, руб./т, с налогами

Сезонное расширение географии потребления межсезонного и зимнего сортов дизельного топлива сопровождалось снижением средней по стране стоимости этих сортов на АЗС. В октябре число российских регионов, где на АЗС стали торговать ДТм и ДТз, увеличилось на десятки – к относительно более «дорогим» регионам Дальневосточного и Уральского федеральных округов добавились более «дешевые» регионы Северо-Западного, Приволжского и Центрального ФО. В результате среднероссийская цена литра межсезонного ДТ упала более чем на 13 руб. Средняя цена АЗС на зимний дизель по состоянию на 21 октября оказалась ниже своего значения на конец предыдущего месяца на 6 коп./л. При этом средняя цена АЗС на летнее ДТ, напротив, прибавила 9 коп./л.