По предварительным оценкам, российская нефтепереработка должна получить налоговый вычет по акцизу на нефть за сентябрь в размере 45.6 млрд руб., что ниже августовского вычета на 260 млн (см. Рис. 1).

Рис. 1. Налоговый вычет по акцизу на нефть для российских НПЗ за сентябрь 2019 г., млрд руб.

Снижение коснулось непосредственно возвратного акциза (без учета «демпфера») – он сократился на 0.5 млрд руб. Демпфирующая надбавка к акцизу при этом увеличилась на 270 млн руб.

Сентябрьское сокращение возвратного акциза на нефть без учета демпфирующей надбавки стало следствием падения относительно августа совокупного объема первичной переработки нефтяного сырья в РФ на 1 700 тыс. т. Наибольшее снижение переработки произошло на заводе ТАИФ-НК из-за ремонта установки Э-АВТ-7 в период с 5 по 28 сентября. Там среднесуточная переработка упала на 75% – до 6 тыс. т/сут. в сравнении с 23.7 тыс. т/сут. в августе. Примерно такая же картина наблюдалась на Сызранском НПЗ, где начавшийся 7 сентября и продолжающийся до сих пор ремонт установки Э-АВТ-6, а также вывод в резерв Э-АВТ-5 привели к снижению среднесуточного объема переработки сырья на 70%: с 22.6 тыс. т/сут. в августе до 7.1 тыс. т/сут. в сентябре.

Рост выплат по «демпферу» в сентябре по сравнению с августом стал результатом увеличения демпфирующей надбавки для дизельного топлива. Так выплаты по дизельному «демпферу» увеличились на 4.1 млрд руб. несмотря на сокращение поставок дизтоплива на внутренний рынок РФ на 300 тыс. т. Причина – рост стоимости продукта на рынке Северо-Западной Европы, который заметно увеличил дизельную демпфирующую надбавку в расчете на тонну топлива – на 1 560 руб. (см. Рис. 2). 

Заметный рост дизельного «демпфера» в значительной мере был «съеден» снижением на 3.7 млрд руб. бензинового. Причины – сокращение поставок автобензина на внутренний рынок на 420 тыс. т и уменьшение величины демпфирующей надбавки в расчете на тонну продукта на 560 руб. (см. Рис. 2). 

Рис. 2. Демпфирующие надбавки в августе-сентябре 2019 г., руб./т

Одни только сентябрьские ремонты на Омском НПЗ повлекли за собой снижение отгрузок автобензина с этого завода на внутренний рынок на 160 тыс. т. Причиной же снижения демпфирующей надбавки в расчете на тонну продукта стало падение цен на автобензин на роттердамском рынке.

Оценка дальневосточного «демпфера» за прошедший месяц, выполненная на основе предварительных данных об объемах поставок моторных топлив в ДФО, дала значение около 1 млрд руб. суммарно для автобензина и дизтоплива, что мало отличается от величины августовского показателя.

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»