Нефтяной кризис: прошло четыре десятилетия

crisis02

17 октября 1973 года участники ОАПЕК (Organization of Arab Petroleum Exporting Countries) объявили, что не будут поставлять нефть тем странам, которые выступили на стороне Израиля в ходе Октябрьской войны. Эта война также называлась «Войной Судного дня» — 18-дневный конфликт между Израилем с одной стороны и Сирией и Египтом с другой стороны. Ограничение поставок нефти прежде всего коснулось США и их союзников в Западной Европе. В течение следующего года мировая цена на нефть поднялась с $3-4 до $12 за баррель.

crisis01

В специальном послании конгрессу по вопросам энергетики от 7 ноября 1973 года президент США Ричард Никсон призывал американцев к экономии горючего. Гражданам было рекомендовано как можно меньше пользоваться личными автомобилями, а правительственным учреждениям — сократить автомобильный парк. Экономия топлива затронула и другие виды транспорта — авиакомпаниям пришлось уменьшить число рейсов. Кризис заставил смягчить экологические нормы — энергетикам было позволено увеличить долю угля в балансе тепловых электростанций.

crisis03

Длительный период низких цен на нефтяное топливо способствовал распространению в США крайне неэкономичных автомобилей. В эпоху нефтяного изобилия считалось вполне нормальным ездить на восьмицилиндровом автомобиле, потребляющем порядка 20 литров бензина на 100 км. Нефтяной кризис 1973 года навсегда изменил облик американских автомобилей — вместо тяжёлых мощных монстров в моду стали входить лёгкие малолитражки.