TransCanada-Keystone-Pipeline-Construction-980x366-980x366

В сенате США снова обсуждается проект строительства нефтепровода Keystone XL, который может пройти из канадской провинции Альберта к побережью Мексиканского залива (см карту). Судьба новой «трубы» под большим вопросом – она одобрена в сенате, но президент Обама под влиянием сурового экологического лобби грозится наложить вето. Тем не менее, даже если в этот раз сторонникам проекта не удастся переломить сопротивление Белого дома, очевидно, что укрепление добрососедских нефтяных отношений США и Канады выгодно обеим сторонам. Чего ждать в дальнейшем и каковы энергетические планы Соединенных Штатов — в материале «Нефтянки».

Keystone XL призван максимально облегчить формулу «добыл-доставил-переработал». По плану, нефть из канадских битуминозных песков пойдет по трубе прямо к НПЗ Техаса. «Если проект будет реализован, это увеличит предложение нефтепродуктов как на американском, так и на мировом рынке, — говорит редактор отдела рынков и аналитики в Oil&Gas Journal Russia Илья Альков. — Последние годы уже наблюдалась тенденция роста экспортных поставок топлива из США и не только в рамках Северной и Южной Америки, но и в Европу, где оно составило конкуренцию российским нефтепродуктам». В целом, ситуация для американской нефтепереработки сейчас крайне благоприятная. «Длительное снижение цены на нефть ударит по добывающему «сланцевому» сектору, — отмечает Илья Альков, — но для американских НПЗ низкие цены — благо, они могут увеличивать рентабельность, а также предложить потребителю нефтепродукты по более низким ценам. В России НПЗ в основном являются частью ВИНКов, а в Штатах система гораздо более гибкая, существует достаточное количество независимых перерабатывающих компаний, имеющих в своей структуре «сбыты», (или, например, авиаперевозчиков). Такие компании быстро переориентируются на дешевую импортную нефть (ближневосточную или африканскую), пусть и в ущерб собственным нефтедобытчикам».

keystone

Партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин считает, что в перспективе США увеличат экспорт не только нефтепродуктов, но и сырой нефти (напомним, в 2014 году Штаты впервые за сорок лет ослабили запрет на продажу сырья, сделав исключение для так называемой «сверхлегкой нефти» или конденсата). «В конце концов в Америке произойдет полная отмена положений, ограничивающих экспорт нефти, — прогнозирует Михаил Крутихин — и это сильно повлияет на движение сырья на мировом рынке. В первую очередь американская нефть пойдет в Европу, а поскольку это не быстрорастущий рынок, американские поставщики составят конкуренцию нынешним, в том числе и российским».

В пользу нового нефтепровода из Канады есть и политические аргументы. «Keystone XL обеспечил бы новый приток нефти на те предприятия, которые раньше очень сильно зависели от поступлений тяжелых сортов нефти из Венесуэлы и из Саудовской Аравии, а США стремятся ограничить свою зависимость от этих поставщиков, — считает Михаил Крутихин. — С Канадой у США особые отношения, и, думаю, все препятствия для расширения сотрудничества удастся преодолеть».

Аргумент «играющий» против реализации Keystone XL сейчас — падающие цены на нефть. «Стремительный рост нефтедобычи в Канаде начался в середине двухтысячных, когда цены поднялись выше 40-50 долларов за баррель что сделало разработку битоминозных песков рентабельной, — говорит Илья Альков. — Если нефть будет стоить меньше сорока долларов и такая ситуация продлится больше полугода — инвесторы начнут уходить. Поэтому, возможно, сейчас не лучший момент, чтобы вкладывать деньги в строительство новой «трубы» (по последним оценкам около $8 млрд — «Нефтянка»).

Анна Валуйских