Загрузка автоцистерн на СПГ-терминале Gate. Эксперты считают, что небольшие компании могут положительно повлиять на европейский спрос на газ.(Gate)
Загрузка автоцистерн на СПГ-терминале Gate. Эксперты считают, что небольшие компании могут положительно повлиять на европейский спрос на газ.(Gate)

По заявлению экспертов, прозвучавшему в ходе Европейского саммита по газу в Ницце, будущее европейской газовой отрасли ненадежно, так как спрос на этот вид топлива в регионе остается на неизменном уровне, однако некоторое пространство для роста есть в странах Восточной Европы и среди небольших компаний отрасли СПГ.

По словам Петра Куша, директора «Газ-Систем», сетевого оператора Польши, спрос на небольшие партии СПГ в Центральной и Восточной Европе растет.

«Мы начали загружать автоцистерны с СПГ на нашем терминале в июне, и уже отправляем по 120 цистерн в месяц. Спрос растет быстро, и во внутренних территориях Европы, без всякого сомнения, есть рыночная ниша для поставок СПГ», — заявил он, выступая перед делегатами саммита.

По словам старшего аналитика компании Poten & Partners Эдварда Гомерсолла, приметы указывают на то, что инвестиции в небольшие проекты СПГ-инфраструктуры могут вырасти еще, так как крупные европейские нефтяные компании, вроде Shell и Engie, демонстрируют растущий интерес к этому рынку.

«У нас были небольшие игроки на небольшом рынке СПГ, а теперь мы видим, что на рынок выходят крупные игроки, способные принимать окончательные инвестиционные решения по проектам. Ситуация возникла из-за того, что у игроков с портфолио проектов скопилось слишком много СПГ, и есть необходимость обеспечить для него новые рыночные возможности», — заявил он в своем выступлении.

Компании Shell и Engie планируют ввести в эксплуатацию наливные судна для СПГ на терминалах Gate и Zeebrugge, расположенных в Нидерландах и Бельгии соответственно, чтобы увеличить возможности для приема СПГ.

Помимо развития небольших проектов, существует необходимость более значимой синхронизации европейской газораспределительной сети с северо-восточной Европой, что должно усилить бесперебойность поставок и снизить цены благодаря усилению конкуренции.

Однако, как говорит глава рабочей группы по бесперебойности поставок организации Gas Infrastructure Europe Кристоф Пуайон, большая часть существующей контитентальной инфраструктуры используется не в полную меру, а аналитики не ожидают роста спроса на газ, что осложняет поиск инвестиций в эти проекты.

«Нам нужно осмотрительно подходить к инвестициям в газовую инфраструктуру, потому что мы инвестируем в долгосрочные активы. Например, у газопровода продолжительность срока службы составляет 60 лет», — рассказал он делегатам.

Согласно поставленным Европейским Союзом задачам, к 2030 году энергия из возобновляемых источников должна обеспечивать около 50% всего спроса на электричество, а к 2050 году эта цифра должна вырасти до 100%, что позволит европейскому сообществу выполнить взятые на себя обязательства по борьбе с глобальным потеплением. Это бросает большой вызов операторам энергетической инфраструктуры, вынужденным работать в условиях быстро меняющегося рынка.

Международное энергетическое агентство ожидает, что между 2016 и 2040 гг спрос Европы на газ увеличится лишь на 0,4% — и это самый низкий прогноз для какого-либо из регионов мира.

По словам Пуайона, странам-членам ЕС необходимо более тесно сотрудничать друг с другом в вопросах инвестиций в инфраструктуру, а также разработать механизм по распределению расходов между разными странами, которым нужна строящаяся инфраструктура.

«Если одна страна инвестирует ради бесперебойных поставок в соседнюю страну, кто должен платить? Регуляторы должны разработать механизм по распределению расходов между разными странами, что позволит осуществлять инвестиции», — сказал он.

Компания «Газ-Систем» пытается расширить газотранспортные связи Польши с Литвой и Чехией, чтобы диверсифицировать поставки и создать более ликвидный рынок.

«Мы продолжаем инвестировать, и мы считаем, что нам по-прежнему нужно развивать наши активы. Очевидно, что отсутствие необходимой инфраструктуры привело к очень высоким ценам [на газ] в Центральной и Восточной Европе», — заявил Куш в разговоре с делегатами.

Польские проблемы

Польша уже давно сталкивается с трудностями в процессе обеспечения финансирования для своих проектов. В частности трубопроводный проект Stork 2 оказался не в состоянии вести борьбу за финансирование от ЕС.

По словам Сорена Хансена, главы департамента развития датского системного оператора Energinet.dk, инвестиции в газовую инфраструктуру необязательно станут потраченными зря деньгами, так как со временем биогаз и другие виды газа из возобновляемых источников могут прийти на замену традиционному газу.

«В 2050 году газ может стать полностью возобновляемым источником энергии — это может быть биогаз, газ из возобновляемых источников или газ, получаемый преобразованием избыточной солнечной или ветряной энергии. Я думаю, что если газовая отрасль хочет иметь будущее, нужно основываться на этой повестке дня», — заявил он, выступая перед делегатами.

Подобные заявления могут облегчить задачу убедить инвесторов вложиться в развитие инфраструктуры, которая даст Польше и балтийским государствам инструменты для поощрения спроса.

По словам Франсуа-Режи Мутона, главы компании GasNaturally,  инвестиции, необходимые для расширения газотранспортной инфраструктуры и поощрения спроса, сравнительно малы.

Мутон предположил, что политики должны принимать более активное участие в поощрении инвестиций в газотранспортную инфраструктуру, так как это снизит стоимость топлива. Он добавил, что для выполнения поставленных задач, связанных с глобальным потеплением, ЕС в любом случае придется использовать газ в качестве резервного топлива наравне с возобновляемыми источниками энергии.

 Andrew Walker

interfax-2