Загрязнение нефти в «Дружбе» привело к росту «демпфера»

С 17 по 24 мая стоимость нефти Brent снизилась на 5% до 68.7 долл./барр. Относительно стабильный курс национальной валюты к доллару обеспечил аналогичную динамику цены нефтяного сырья в рублях (см. Рис. 1).

Рис. 1. Цена Brent на Лондонской бирже

Динамика крек-спредов на 92-ой бензин и дизтопливо на рынке Северо-Западной Европы в течение того же периода была различной. Если крек-спред на АИ-92 колебался диапазоне 169-191 долл./т, то разница в стоимости дизтоплива и нефтяного сырья достаточно устойчиво снижалась – со 108 долл./т 17 мая до 97 долл./т к 24 числу (см. Рис. 2).

Рис. 2. Крек-спреды на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы, долл./т

Средние за истекшие 24 дня мая значения крек-спредов на АБ и ДТ в Роттердаме заметно превзошли средние значения предыдущего месяца – на 21% и 14% соответственно. 

Особого внимания заслуживает анализ динамики бензинового крек-спреда. Одной из ключевых причин его заметного роста в Северо-Западной Европе в мае стал дефицит сырья для загрузки НПЗ региона, возникший из-за загрязнения нефти, поступающей на эти НПЗ по трубопроводу «Дружба». Отражением этой ситуации стал стремительный рост спреда между стоимостью автомобильного бензина на рынках Северо-Западной Европы и Европейского Средиземноморья. Если в январе-марте разница в стоимости бензина с октановым числом 95 в среднем за месяц на севере и юге Европы колебалась в диапазоне -2.4 – +9 долл./т, то в апреле, когда и произошло загрязнение нефти в «Дружбе», она достигла уже почти 23 долл./т, а в среднем за 24 дня мая превысила 56 долл./т (см. Рис. 3). 

Рис. 3. Спред между ценами на 95-ый бензин на рынках Северо-Западной Европы и Европейского Средиземноморья

Наблюдаемый рост топливных крек-спредов в Роттердаме с лихвой перекрыл падение стоимости Brent за 24 дня мая – на 1.3% к уровню апреля – что повлекло за собой повышение индикативных экспортных цен на оба вида моторных топлив и, как следствие – увеличение демпфирующих надбавок к возвратному акцизу на нефть.

По оперативным оценкам, полученным на основе усредненных данных за 24 дня мая, «демпфер» на автобензин в текущем месяце может достигнуть почти 9 000 руб./т, что на 13% выше его апрельского значения. «Демпфер» на дизтопливо также увеличится, но не так существенно – на 4%. (см. Рис. 4).

Рис. 4. Демпфирующие надбавки в 2019 г., руб./т

Если до конца мая цены на автомобильный бензин марки АИ-92 на рынках РФ и Северо-Западной Европы и курс доллара сохранятся на уровне своих средних значений за 24 дня мая, дисконт в оптовых ценах на АИ-92 «на воротах» НПЗ (без налогов) относительно экспортных нетбэков может сократиться до 1 640 руб./т с апрельских 8 100 руб./т (см. Рис. 5).

Рис. 5. Средние по РФ цены и экспортные нетбэки НПЗ на АИ-92, руб./т

А это дает надежду на долгожданный переход в положительную зону маржи переработки нефти на предприятиях, ориентированных на обеспечение внутреннего рынка автомобильным бензином (более подробно о причинах наблюдаемой в 2019 г. убыточности переработки сырья для производителей автобензина можно прочесть в №10 и №15 еженедельного издания ИГ «Петромаркет» «Топливный рынок России»).

Отпускные цены НПЗ на бензин вышли на равновесный уровень

В середине прошлой недели в динамике оптовых цен производителей на автомобильный бензин наметился перелом: рост цен, который начался в 20-х числах апреля и продолжался почти месяц, сменился плавным снижением. Это вполне ожидаемая ситуация: дальнейшее увеличение оптовой цены автобензина, вызванное снижение рекомендованных регулятором к поставке на внутренний рынок объемов продукта, может привести к переходу суммарной чистой маржи торговли бензином на нефтебазах и АЗС в отрицательную зону (подробнее см. предыдущий выпуск рубрики «Неделя глазами Петромаркета»). А такого развития событий регулятор вряд ли допустит, имея возможность блокировать дальнейший рост цен НПЗ через регулирование объема поставок топлив на внутренний рынок страны.

Благодаря перелому в динамике цен НПЗ, в целом за неделю с 20 по 27 мая оптовые цены на АИ-92 выросли всего на 1%, на АИ-95 – на 2%. За это же время в мелкооптовом сегменте АИ-92 подорожал на 4.1%, а АИ-95 – на 3.4%, что позволило мелкооптовой торговле выйти из убытков (см. Рис. 6).

Рис. 6. Цены на моторные топлива по каналам реализации в среднем по РФ, руб./т, с налогами

На фоне роста мелкооптовых цен и неизменности розничных, чистая маржа торговли бензинам на АЗС продолжила сокращаться. Для наиболее популярной марки автотоплива АИ-92 этот показатель к 27 мая опустился до 0.4 руб./л, для АИ-95 – до 1.9 руб./л. (см. Рис. 7).

Рис. 7. Чистая маржа реализации автобензина на нефтебазах и АЗС в среднем по РФ

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»