Крупнейшая частная нефтяная компания России рассчитывает до конца текущего года добыть на месторождении имени Владимира Филановского в Каспийском море более 4 млн т нефти, а в 2019 г. выйти на проектный уровень в 6 млн т нефти. Кроме добычи на шельфе, сейчас компания активно развивает свои добычные и геологоразведочные проекты в Арктической зоне.

Как рассказал журналистам член правления компании, вице-президент по геологоразведке и разработке Илья Мандрик, у ЛУКОЙЛа сейчас тринадцать лицензий в морских акваториях. В 2004 г. было введено Кравцовское месторождение на Балтике, в 2008 г. заработал нефтеотгрузочный Варандейский арктический терминал, в 2010 г. — месторождение имени Юрия Корчагина в Каспийском море, а в 2016 г. — крупнейшее каспийское месторождение имени Владимира Филановского.

Это месторождение, открытое ЛУКОЙЛом еще в 2005 г., является вторым проектом компании, введенным в эксплуатацию на российском шельфе Каспийского моря. Извлекаемые запасы Филановского оцениваются в 129 млн т нефти и 30 млрд куб. газа. Промышленная эксплуатация месторождения началась во второй половине 2016 г.

За всю более чем двадцатилетнюю историю работы ЛУКОЙЛа на шельфе компания выполнила 30 тыс. пог. км сейсморазведки 2D, порядка 6 тыс. кв. км сейсмики 3D, пробурено 33 поисково-разведочных скважины и открыты 15 морских месторождений, включая 3 — совместно с партнерами. Ресурсный потенциал этих открытий составляет 1 млрд т у. т. За все это время компания вложила в морские проекты порядка 250 млрд рублей, из них только на геологоразведку — 46 млрд. Мандрик отметил, что компания не сокращала объем геологоразведочных работ из-за продления сделки с ОПЕК и независимыми государствами-производителями нефти, и планирует рост инвестиций, направленных в геологоразведку в 2017 г., по сравнению с прошлым годом.

ЛУКОЙЛ надеется, несмотря на санкции, введенные со стороны США и ЕС, выполнить свои лицензионные обязательства. Компания делает ставку на отечественных производителей. Так, для обустройства каспийских месторождений было задействовано более 100 российских предприятий. В ближайших планах ЛУКОЙЛа на Каспии — освоение Ракушечного месторождения, расположенного рядом с Филановским. Готовится СРП с казахами на совместную разработку Хвалынского газоконденсатного месторождения.

На Балтике компания работает с момента основания ЛУКОЙЛа. В Калининградской области ВИНК разрабатывает мелкие месторождения на суше, с суммарными остаточными запасами не более 10 млн т. Последние геологоразведочные открытия в акватории Балтийского моря привели к увеличению ресурсного потенциала этого центра нефтедобычи на 30 млн т. Самое интересное по своим запасам — крупнейшее месторождение D33 — находится сейчас в активной стадии изучения, проектирования и подготовки к вводу в разработку.

4 апреля этого года ЛУКОЙЛ приступил к бурению на побережье Арктики в Хатангском заливе в рамках освоения Восточно-Таймырского лицензионного участка в Красноярском крае. К настоящему времени, по информации Мандрика, построена скважина протяженностью в 4 км. Работы продолжаются, согласно проекту она должна достигнуть 5,5 км. По данным Роснедр, в Арктической зоне сейчас идет развитие нескольких региональных кластеров, связанных с освоение полезных ископаемых, в частности, вокруг инфраструктуры порта Сабетта, где «НОВАТЭК» реализует проект по сжижению природного газа «Ямал СПГ», а также в НАО вокруг Варандейского терминала ЛУКОЙЛа. «Сейчас компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛ занимаются своими разведочными проектами на территории Хатангского залива и его прибрежной части, что может привести к появлению здесь еще одного кластера нефтедобычи, которое может подтянуть за собой развитие инфраструктурных проектов на побережье моря Лаптевых», — отмечает замглавы Роснедр Орест Каспаров.

По словам академика Алексея Конторовича, ЛУКОЙЛ приобрел уникальный опыт работы на шельфе Балтийского и Каспийского морей. «Проекты, которые были реализованы компанией, являются настоящим образцом того, как нужно подходить к выполнению работ на шельфе. Проведены региональные работы, выделены наиболее перспективные объекты, правильно поставлены поисково-разведочные работы. В результате в Каспийском море формируется новый для России район добычи нефти и газа, в условиях, когда падает добыча нефти на выработанных месторождениях в европейской части страны. Для России это огромное подспорье», — рассказал Конторович.

По его словам, не менее ценным для России является то, что сейчас делает ЛУКОЙЛ на арктических месторождениях с нетрадиционными запасами. «Наша страна всегда была пионером в деле разработки нефтегазовых месторождений в Арктике. Первое месторождение в Арктической зоне (на суше) — Ярегское — было открыто еще в 1932 г., в те же годы оно начало осваиваться. Это очень вязкая тяжелая нефть. Добывать мы ее до самого последнего времени не умели. Сейчас в последние два-три года компания ЛУКОЙЛ выполнила проект: теперь добыча на этом месторождении может достигнуть 2 млн т в год. Построен трубопровод, созданы новые технологии, благодаря которым этому старейшему месторождению в Арктике дана вторая жизнь», — рассказал Конторович.

Как отметил Илья Мандрик, для ЛУКОЙЛа это один из приоритетных сейчас проектов, учитывая обширные запасы этого уникального арктического месторождения. «Мы долго изучали канадский опыт освоения высоковязких нефтей, разработки так называемых нефтяных песков. Испытали много новых технологий и оборудования. Ранее компания оценивала мощность этого проекта в 600 тыс. т, сейчас добыча выросла в два раза и мы надеемся ее кратно увеличить, используя тепловые методы (воздействие пара, прежде всего)», — рассказал вице-президент ЛУКОЙЛа.

Трудноизвлекаемые запасы и разработка морских месторождений — новое поколение российской нефтегазодобычи, которое должно компенсировать падение производства на стареющих месторождениях Западной Сибири. Именно на эти ресурсы нацелены ограничения, введенные санкциями со стороны США и ЕС. Еще одним сдерживающим фактором их разработки являются низкие цены на нефть. Так, по словам заместителя главы Роснедр Ореста Каспарова, российские компании откладывают разработку ряда шельфовых проектов главным образом из-за низких цен на нефть на мировых рынках. Для экономически целесообразной разработки арктических проектов на шельфе необходимы цены на нефть выше 80 долларов за баррель. По его информации, МПР разработала новые законодательные инициативы: поправки в закон «О недрах», который позволит вносить изменения в действующие лицензионные соглашения, а также законопроект, который позволит широкому числу участников недропользователей принять участие в разработке акваторий внутренних морей в стране.

Мария Кутузова