Платформа «Приразломная», работающая в Печорском море, остановлена с 16 июля по 10 октября на плановую реконструкцию с целью технического перевооружения. По нашим данным на момент остановки месторождения накопленная добыча на Приразломном достигла 5,8 млн т, а на экспорт было отправлено 75 полных и один заполненный на половину танкер. Напомним, что проектная мощность первого российского нефтяного месторождения на шельфе Арктики составляет 6,5 млн т.

По информации оператора проекта «Газпром нефть шельф», дочернего предприятия «Газпром нефти», компания на 79% увеличила объем добычи на Приразломном месторождении по итогам первого полугодия. Несмотря на ремонт, в 2017 г. на платформе «Приразломная» планируется добыть 2,6 млн т нефти. «Плановое наращивание объемов добычи подразумевает, в том числе внедрение новых технологий строительства скважин. Одной из ключевых инноваций на проекте Приразломное за прошедший год стал ввод в эксплуатацию многозабойной скважины, технология строительства которой позволяет уменьшить объемы производственных работ и расходов на бурение. Таким образом, повышается не только производственная, но и финансовая эффективность проекта», — рассказал заместитель генерального директора по развитию шельфовых проектов «Газпром нефти» Андрей Патрушев.

Напомним, что Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 г. и располагается в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн т. Согласно нашим источникам, пока остаются неразбуренными половина из запланированных к проходке бурением скважин. Кроме того, на месторождении существует еще один горизонт с большим ресурсным потенциалом, к освоению которого компания-оператор пока не приступала.

Несмотря на низкие цены на нефть на мировых рынках, эксперты и представители компании утверждают, что экономика арктического проекта остается положительной. В момент ввода месторождения руководство «Газпром нефти» говорило о рентабельности разработки Приразломного при цене нефти выше 100 долларов за баррель. Но значительные налоговые послабления со стороны государства и списание «Газпромом» издержек на строительство платформы, видимо, положительно повлияли на экономические показатели разработки проекта, снизив этот показатель ниже 50 долларов за баррель. Среди других серьезных проблем платформы — необходимость замены установленного на «Приразломной» зарубежного оборудования. В частности, на ней работают несколько энергоустановок Siemens, которые требуют замены. На фоне скандала с поставками турбин той же фирмы в Крым сделать это оказалось непросто. Напомним, что арктическое направление в России оказалось под санкциями США и ЕС. Еще одно непростое решение для компании — замена руководителя компании-оператора, по информации наших источников, со своего поста уходит генеральный директор «Газпром нефть шельф» Геннадий Любин, запустивший этот арктический проект в эксплуатацию.

Нина Маркова