Керосиновый «недемпфер» не позволит заметно улучшить экономику авиакомпаний

По заявлению первого вице-премьера Правительства РФ, министра финансов Антона Силуанова, Правительство намерено с 1 августа ввести механизм надбавок к возвратному акцизу на авиакеросин для российских авиакомпаний с целью компенсации им части расходов на топливо.

Следует отметить, что механизм поддержки авиаперевозчиков будет несколько иным, нежели предполагалось изначально. Напомним, что ранее планировалось введение керосиновой демпфирующей надбавки к возвратному акцизу на нефть, что должно было понизить цены на авиатопливо и, тем самым, косвенно поддержать авиакомпании. Теперь же косвенная субсидия заменяется на прямую: дополнительный возвратный акциз на керосин будет компенсировать авиакомпаниям часть расходов на топливо, не оказывая никакого влияния на его стоимость ни у производителей, ни на топливо-заправочных комплексах.

Предложенные Правительством параметры надбавки на авиатопливо на 2019 г. определяют ее величину как долю положительной разницы между индикативной экспортной ценой на авиакеросин на роттердамском рынке и базовым уровнем цен внутреннего рынка в 48 300 руб./т. за каждую тонну продукта, приобретенного эксплуатантом гражданской авиации. Коэффициент, определяющий компенсационную долю, предполагается сделать равным компенсационному коэффициенту в формуле расчета демпфирующей надбавки для дизельного топлива. С учетом ожидаемых корректировок формулы для дизельного «демпфера» с 1 августа данный параметр составит 70%.

В отличие от «демпфера» для автомобильного бензина и дизельного топлива в случае, если индикативная экспортная цена окажется ниже базового уровня цен внутреннего рынка, надбавка к возвратному акцизу на авиакеросин не становится отрицательной, а приравнивается нулю.

Напомним, что затраты на топливо составляют порядка 20% совокупных затрат авиакомпаний, поэтому рост цен на керосин действительно заметно влияет на их экономику. В 2018 г. рост средней стоимости авиакеросина на топливо-заправочных комплексах составил 25%, за 5 месяцев 2019 г. цена на авиатопливо выросла на 8.5% аналогично среднего уровня в январе-мае 2018 г.

Кроме расходов на топливо растут и другие статьи затрат авиакомпаний (подробнее в аналитическом издании ИГ «Петромаркет» Топливный рынок России №25). При этом жесткая конкуренция на рынке авиаперевозок не позволяет его участникам в полной мере компенсировать рост своих расходов увеличением стоимости авиабилетов. По нашим оценкам, рост стоимости билетов, эквивалентный увеличению расходов авиакомпаний за январь-май 2019 г., должен был бы составить не менее 8%, фактически же средняя цена полета на 1000 км экономическим классом, по данным Росстата, увеличилась только на 5%.

Неспособные перенести рост затрат в стоимость своих услуг, авиаперевозчики несут существенные убытки. По оценке Минфина, в 2018 г. общий убыток авиакомпаний составил порядка 50 млрд руб., за первый квартал 2019 г., по данным АЭВТ — 45.3 млрд руб., что на 11.3 млрд руб. больше по сравнению с январем-мартом 2018 г.

В какой же мере вводимая надбавка к возвратному акцизу на керосин способна улучшить экономику авиакомпаний? Чтобы оценить эффективность предлагаемого механизма, предположим, что он заработал уже в январе 2018 г.

С того времени индикативная экспортная цена на АК превышала уровень в 48 300 руб. только в мае, августе, сентябре и октябре 2018 г., а значит только в этот период авиакомпании получили бы дополнительные средства из Федерального бюджета. Суммарный объем выплат в 2018 г. составил бы всего 7.1 млрд руб., что эквивалентно 900 руб./т закупленного авиакомпаниями за год керосина (для справки: в 2018 г. цены на авиакеросин на ТЗК в среднем выросли на 11 тыс. руб./т относительно 2017 г.). Но, такая компенсация покрывает всего 14% совокупных убытков авиакомпаний в 2018 г. и потому лишь отчасти решает их финансовые проблемы, возникшие в результате ужесточения конкуренции на рынке авиаперевозок.

Если говорить о первом полугодии 2019 г., то дополнительная надбавка к акцизу на авиакеросин при заданной формуле ее расчета и вовсе оказалась бы нулевой (см. Рис. 1,2). 

А это значит, что в январе-июне текущего года новый механизм частичной компенсации расходов на топливо никак не отразился бы на финансовом положении авиакомпаний.

Рис. 1. Надбавки к возвратному акцизу на авиакеросин в случае их введения в январе 2018 г., руб./т.
Рис. 2. Суммарные расходы Федерального бюджета РФ по надбавке к возвратному акцизу на авиакеросин в случае ее введения в январе 2018 г., млрд руб.

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»