Газоэкспорт обходит барьеры

2009--198x300Международное обозрение с Павлом Богомоловым

 О газе на прошлой неделе писали больше, чем о нефти. Возможно, хотят отстреляться по этой тематике еще до мая, когда первенство в международных комментариях о ТЭК к нефти вернется — ОПЕК и 11 солидарных с экспортным картелем государств во главе с Россией должны будут в решить: продлевать ли на очередное полугодие режим ограничений на добычу жидких углеводородов. А пока, повторяю, мы «жмем на газ».

shutterstock_499219615Заголовки и то, что за ними

До конца года Белоруссия, по словам возвратившегося домой из Петербурга Александра Лукашенко, будет платить за российский газ по $130 за тысячу кубометров. Цена хотя и не льготная, поскольку союзное с нами государство долго добивалось 73-долларовой планки, но все-таки неплохая для обеих сторон. Да-да, неплохая с учетом целой серии ощутимых кремлевских уступок Минску в смежных подотраслях ТЭК.

Так, намечавшиеся ранее медведевским кабинетом 18 млн тонн нефти для Белоруссии на 2017 год (что считалось братьями-славянами полуголодным пайком) будут вновь заменены полновесными 24 млн тонн. В результате белорусские НПЗ смогут дать в свой бюджет достаточные доходы в валюте от перепродажи нефтепродуктов на Запад. Деньги от перетаможки 6 млн тонн  ежегодно будут поступать в казну Белоруссии, что уже в нынешнем году дополнительно даст ей полмиллиарда долларов. Мало того, не потребуются традиционно-встречные поставки 1 млн тонн бензина на дешевый рынок РФ, из-за чего республика ежегодно теряла 150 млн долл. Обсуждается и выделение Минску миллиардного стабилизационного займа.

Именно газ, судя по шапкам газетных полос об экономике, становится локомотивом и для энергодиалога по линии РФ — КНР. Состоялась встреча зампреда правления «Газпрома» Виталия Маркелова с вице-президентом CNPC Ван Дунцзинем. В пресс-релизе отмечено, что «стороны провели полноценное общение по вопросам российско-китайского сотрудничества в сфере природного газа». Можно, следовательно, заключить, что договор о 30-летних поставках в объеме 38 млрд кубометров газа в год, заключенный в 2014-м, обретает свою инфраструктуру в виде строящегося магистрального газопровода «Сила Сибири». Обретает уверенно и планомерно.

Тем временем «Нафтогазу Украины», как видно, мало хитросплетенных происков против прокладки «Северного потока-2» по дну столь далекого от Незалежной, но, оказывается, не безразличного ей Балтийского моря. Надо еще и блокировать действующие трассы либо не дать им нарастить свои мощности по прокачке российского «голубого топлива». В Европейский суд подан из Киева иск с требованием отменить вердикт от 28 октября 2016 года. О чем говорилось прошлой осенью? О разрешении «дочкам» «Газпрома»: заметно увеличить объемы транспортировки газа по «Северному потоку», а также повысить использование возможностей газопровода OPAL. Речь идет о той артерии, которая перехватывает российское топливо из подводной трубы и направляет его уже по суше вглубь Европы — по территории Германии.

А вот Египет получил на минувшей неделе все шансы выйти в ближайшем будущем из клуба импортеров газа, стесненных в собственных природных ресурсах. Выйти не временно, а надолго. Успешно идет оценка еще одного крупного открытия залежей природного газа в восточной части дельты Нила на блоке Северная Дамиетта. Морская кладовая, обнаруженная буровиками ВР 27 марта, дополнила целую серию добрых вестей из региональной хроники не только англичан, но и итальянской Eni. Вынужденно начатый египтянами в 2015 году ввоз СПГ для заполнения топливного дефицита на внутреннем рынке окажется, к счастью для Каира, совсем не долговечным.

В общем, как когда-то пела Эдита Пьеха в популярном эстрадном куплете, «кто-то теряет, а кто-то находит». Жаль лишь того, кто думает, будто он теряет лишь доллары, бесконечно жалуясь на энергетические интриги России. Фактически же он теряет нечто гораздо большее — остатки собственного достоинства и деловой репутации.   

shutterstock_109755791Не просто совпадение

 Дело было за два дня до московского визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона. В Сеуле, помнится, было заявлено, что Южной Корее надо вернуться к проекту создания газопровода из России через территорию КНДР. Пора, мол, южнокорейцам подключиться и к развитию Северного морского пути.

Кто это сказал? Ораторов, обремененных властью, в этом контексте пока не ищите. Но и в сгустившейся над полуостровом атмосфере грехопадения официальных сеульских авторитетов (от подвергнутой импичменту главы государства до правившей за кулисами гадалки) иногда все-таки находятся люди трезвомыслящие. Это они, настоящие мудрецы без государственных постов, смело возвышают голос в пользу здравого смысла — высказываются в поддержку энергодиалога с Кремлем. Через таких консультантов местная элита (хотя и с неизменной оглядкой на старшего брата) пытается оживить выгодные для азиатского экономического тигра инициативы в сфере ТЭК.

Имя профессора Сеульского университета, озвучившего настоятельную потребность вернуться к полузабытому трубопроводному проекту 2008 года, — Ким Тхэ Ю. Это он подчеркнул в своей презентации на «Форуме будущей энергетики», что прокладка трансграничной магистрали для газа из РФ позволит не только диверсифицировать источники импорта энергоресурсов, от которого страна зависит более чем на 95%. Есть и шанс «снизить политическую напряженность в международных отношениях».

Главную мысль из профессорского доклада местные СМИ вынесли наутро на первые полосы. Как вы думаете: стало ли случайностью то, что все это произошло день в день с сенсационным разворотом американской эскадры во главе с авианосцем «Карл Винсон» к берегам Корейского полуострова? То, что Соединенные Штаты, оказывается, — не против российского энергоэкспорта на Тихом океане(!), было озвучено вместе с еще одним тезисом. Это желание США получить от Кремля помощь по вопросу о вожделенном для американцев ядерном разоружении КНДР, что и было заявлено два дня спустя — по окончании московских переговоров.

А тогда, 9 апреля, в Вашингтоне, да и в Сеуле, в унисон заголосили: если Тиллерсон — после ракетного удара по Сирии — поднимет в Москве вопрос о якобы необходимом военно-морском запугивании Пхеньяна с его атомной программой, то надо будет в чем-то польстить Кремлю. Пообещать снятие возражений против поставок углеводородного сырья из РФ в страны региона. Уж это, мол, точно подсластит пилюлю в диалоге гостя (имеющего, кстати, большой опыт работы рядом с Кореей — на Сахалине) с министром Сергеем Лавровым.

Вот, дескать, она — та самая разменная монета, которая сделает «медведя» уступчивым — готовым, наконец, бросить Сирию на произвол судьбы. Бросить не просто так, а под залог снятия барьеров для многомиллиардного российского энергоэкспорта хотя бы на Дальнем Востоке. Но, рассуждая подобным образом, американцы напрасно игнорируют то, что РФ и ее ТЭК отличаются отменной памятью. Да-да, у нас есть неприятный опыт наблюдений за манипуляциями вокруг то и дело лоббируемой прокладки газопроводов, причем там, где используются ресурсы или территория «стран-изгоев». Таких «изгоев», которые во всем остальном (кроме разве что нужных Западу энергоартерий) часто подвергаются санкциям. Яркий пример подобных двойных стандартов — исламский Иран с его огромными (по оценке ВР, крупнейшими в мире) запасами газа.

shutterstock_295133327Хитрости вокруг несуществующих энергомагистралей

Находясь в Москве, Тиллерсон, естественно, говорил о наличии у властей в Дамаске мощного регионального покровителя — несговорчивого Тегерана. Как и о том, что Кремль (если только он выберет дружбу с Америкой) должен отказаться от фаворитизма в отношении не только Сирии как таковой, но и, главным образом, Ирана.

А на что тем временем намекают американцы и их европейские союзники в контактах с тем же Ираном? Утешают его тем, что, даже при вводе против него неких новых санкций взамен тех, что сняты по итогам атомной сделки, валютная лазейка для Тегерана все же останется. Ибо ни в коем случае не будет отменено «великодушное», но жестко требуемое в США подключение Ирана к газоэкспорту из Каспийского региона в Европу в обход РФ. Надо, мол, чтобы «режим мулл» переступил через свои принципы — и согласился, вопреки Москве, вложить свои ресурсы этот газотранспортный проект.

Итак, Путина и Лаврова призывают кинуть Иран, а тамошнего президента Хасана Рухани — врезаться, пусть и запоздало, в совершенно не интересный для Кремля «Южный газовый коридор» (ЮГК). Вдохнуть осмысленность в трассу, призванную объединить несколько трубопроводов: «Баку-Тбилиси-Эрзурум», Трансанатолийский и Трансадриатический. Между прочим, этой брюссельско-бакинской инициативе Москва не противится. Дело-то ведь суверенное. Но и подпирать проект нам ни к чему. Если же его инициаторы оказались в тупике из-за дефицита сырья, то в этом мы не виноваты. Ведь газа-то с азербайджанского месторождения Шах-Дениз просто физически не хватает для хорошего наполнения трубы, которая протянется в Старый Свет.

А вот мысль о поставках  из не столь уж далекого Туркменистана приходит в голову сразу. Но для Кавказа они, увы, пока недостижимы. Этот газ как не пересек Каспий в сторону Баку много лет назад, так и поныне недоступен компрессорам на Апшероне. Да и неведомо, будет ли он доступен завтра. Ведь США толкают Ашхабад к ускоренной прокладке труб ТАПИ совсем в ином направлении — индийском. Зачем? Дабы не обрадовать обилием экспортного газа из Средней Азии амбициозный Китай с его конкурентной атакой на американский рынок.

Что же касается иранской газовой альтернативы российскому экспорту в ЕС, то она продвигалась Белым домом еще в эпоху Барака Хуссейна Обамы. «И провалившийся газопроводный проект Nabucco, для которого ресурсной базой должны были стать месторождения Ирана, и ЮГК с его последующим расширением под поставки из Ирана — все это лоббировалось именно Соединенными Штатами», — справедливо пишет глава фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В общем, Иран, по стандартной вашингтонской формуле, — заклятый враг свободного мира; но именно он, оказывается, призван, по замыслу Белого дома, выбить из-под российского энергоэкспорта изрядный сегмент рынка Европы. КНДР — тоже «враг свободного мира», но именно по ее территории Москве, возможно, будет позволено протянуть трубопровод с газом из Сибири. А если в один прекрасный день бомбардировщики с палубы «Карла Винсона» разбомбят эту уникальную инфраструктуру, то никто не будет виноват! И все это подается как серия стратегических уступок россиянам…

c2670928Гамлет был прав: «Неладно что-то в Датском Королевстве»

Копенгагенский кабинет желает, оказывается, изменить законы страны, чтобы получить возможность блокировать строительство вышеупомянутого «Северного потока-2». Это потому, что Еврокомиссия признала: даже у нее, как у верховной инстанции Единой Европы, нет прерогатив для срыва прокладки подводной газовой артерии из России в Германию. А ведь на «нет», как говорится, и суда нет.      

Реалистично-конструктивное — в кои-то веки! — мнение брюссельской штаб-квартиры не удивительно. В ЕС получен от «Газпрома» целый пакет явно примирительных по своему содержанию и тональности инициатив. Нацелены же они на снятие практически всех претензий со стороны центрально- и восточноевропейцев относительно сегодняшней и даже вчерашней экспортной практики российской топливной госмонополии.

Запахло долгожданным потеплением отношений как минимум в сфере поставок природного газа. Десяток стран, возражавших во главе с Польшей против «Северного потока-2», почувствовал себя неуютно. И действительно: даже высший эшелон интеграционной группировки пытается их образумить. Так не пора ли, наверняка подумали на Висле, Дунае и Влтаве, начать загребать «конфронтационный жар» как бы со стороны — чужими руками?

Первой протянула свои покладистые в подобных ситуациях руки Дания, никогда не любившая ни советской, ни даже российской нефти и газа. Перебежчик Олег Гордиевский, служивший когда-то в копенгагенской резидентуре КГБ, обожал все датское. А вот шекспировский принц Гамлет, вглядывавшийся в суровые волны со скал вокруг замка Эльсинор, — тот, наоборот, мрачно констатировал: «Неладно что-то в Датском Королевстве». Во всяком случае, так перевел на русский язык его коронную фразу наш выдающийся поэт Борис Пастернак, рядом с могилой которого похоронили на днях «последнего шестидесятника» Евгения Евтушенко.

Сегодня в Дании неладно то, что выгодный для старушки Европы проект тормозится Копенгагеном из-за американского прессинга. Пользуясь тем, что маршрут трубопровода должен пройти через его территориальные воды, королевство несказанно возгордилось своим шансом на подрыв «Северного потока-2». Под столь странным ракурсом там рассматривают проблему энергобезопасности континента и необходимой диверсификации источников его обеспечения чистым, почти не загрязняющим атмосферу топливом.

Только не подумайте, читатель, что в действующих датских законах все готово к принятию антироссийских энергозапретов. Ничего подобного! Это законодательство составляли ответственные, не страдавшие русофобией люди. Как признает лондонская Financial Times, существующие в Дании законы, учитывающие только потенциальные экологические угрозы, не дают блокировать строительство, поскольку вторая ветка трубопровода проходит вдоль прекрасно функционирующего «Северного потока-1». Преодолевая правовую архаику, сообщил той же газете датский министр энергетики Ларс Кристиан Лиллехольт, кабинет «предлагает законопроект, который позволит учитывать соображения в области внешней политики и безопасности».

Что ж, будем ждать… А вдруг, действительно, непредсказуемая Россия тайно превратит подводную трубу в средство пневмодоставки на родину Гамлета какого-нибудь оружия массового уничтожения из зловещих арсеналов Башара Асада или покойного Саддама Хуссейна?!

Не хотят трубопроводов в Европе? Получат СПГ в Азии!

Словно тульский Левша, подковавший блоху назло недоброжелателям, нынешний питерский корабел без страха и упрека осваивает совершенно новые конструкции и технологические решения в области судостроения. Например, учится спускать на воду такие танкеры ледокольного класса для перевозки сжиженного природного газа, которых еще не было.

Ну и что тут особенного? Это ведь европейцев заверяют, что, стоит лишь отказаться от трубопроводного газа из РФ, — и завтра к поставкам СПГ из Катара, Алжира и Норвегии прибавится такой же энергоимпорт с противоположного берега Атлантики. Откуда именно? Из охваченных сланцевой революцией Соединенных Штатов. Но коли так, то разве есть криминал в аналогичной СПГ-реакции с нашей стороны? В самом деле, почему Москву не должно радовать желание Дели, Токио и столиц Юго-Восточной Азии получать сжиженный природный газ, скажем, с Ямала? 

Все это — не просто слова. На прошедшем в Архангельске международном форуме «Арктика — территория диалога» обсуждены многие плюсы для развития Севера. Объем экспортно-импортных и внутренних перевозок по Севморпути составляет пока всего 7,5 млн тонн, но к 2035 году он возрастет как минимум вчетверо! Рентабельность гарантирована: уже сейчас 10% ВВП РФ состоит из итогов работы предприятий арктической зоны, и они, конечно, хотят отгружать как можно больше своей продукции у себя же под боком. Правда, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, экономия на топливе при перевозках по заполярному маршруту теперь не столь велика, как была раньше. Таковы уж цены. Это временно ослабило интерес среди зарубежных судовладельцев. Но зато их свободный доступ к сырьевым ресурсам Ямала, Таймыра и других регионов компенсирует и этот, и любые другие минусы.

Благодаря «ужатию» ледового покрытия в Северном полушарии доходы бюджета РФ могут увеличиться, по мнению экспертов, на 10-15%. Но деньги — не единственное преимущество, на которое ставят китайские акционеры в грандиозном новатэковском проекте или японские инвесторы, отважившиеся прийти туда со своим кредитом вопреки антироссийским санкциям. Беда лишь в том, что расценки на ледокольную проводку в портах Севморпути довольно высоки. «Возможно, морская логистика требует коррекции, а фрахт судна ледового класса стоит немного больше. Но зато в арктической зоне нет пиратов, — говорит автор наиболее полного исследования Севморпути Вера Степанова. — Риски атак на суда с грузом равны в северных морях нулю, а это один из немалых плюсов при формировании транспортного коридора».

Добавим, что подобные аргументы не повисают в воздухе, а все больше работают! Шиппинговые компании устали от повторяющихся рецидивов разбоя в водах Сомали и Йемена. Владельцы танкеров стонут от произвола флибустьеров в Гвинейском заливе. Неспокойно чувствуют себя экипажи нефтевозов и у берегов расколотой конфликтом Ливии. Каботажные суда подвергаются абордажу в венесуэльской акватории. А в Ормузском проливе капитаны и штурманы с тревогой вглядываются в силуэты броненосцев под звездно-полосатым флагом, что дежурят на траверзах у нефтеналивных и газоотгрузочных терминалов Ирана… Действительно, по сравнению со всем этим Севморпуть подобен раю земному. Или скорее водному.

 

Павел Богомолов