Электромобили и традиционный транспорт

Аналитики американского инвестбанка Goldman Sachs оценили, как развитие производства электромобилей повлияет на доходы нефтяных компаний в долгосрочной перспективе — до 2030 года.

В отчете банка есть три варианта развития событий: базовый, «гиперсценарий», и сценарий «два градуса по Цельсию», который учитывает потепление климата на два градуса к 2100 году. В трех сценариях количество электромобилей составит 6,5, 10 и 15% от общемирового парка соответственно.

В исследовании говорится, что пик спроса на нефть и продукты ее переработки настанет в 2024 году из-за стремительно развивающихся рынков, возглавляемых Индией, а затем спрос начнет снижаться.

Одновременно парк электромобилей будет расти едва ли не в геометрической прогрессии: по прогнозу Goldman Sachs, к 2030 году он может составить до 83 млн автомобилей, что более чем в 40 раз больше парка электромобилей по итогам 2016 года (2 млн авто). При этом особенно тяжело придется государствам, бюджет которых формируется за счет нефтяных доходов.

А вот сентябрьский Энергетический бюллетень Аналитического центра при правительстве РФ гласит, что «развитие электромобилей уже через 10 — 15 лет может оказывать заметное влияние на энергетику отдельных стран». «При этом рост конкурентоспособности электромобилей относительно традиционных автомобилей затронет даже страны, где сегодня поддержка электромобилей не является основным приоритетом государственной политики», — говорится в отчете.

Тенденция к росту числа электромобилей уже прослеживается в ряде стран, руководство которых оказывает поддержку развитию электрокаров. Так, электромобили в Норвегии уже освобождены от многих налогов и ограничений, которые действуют для авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Для них также предоставляется бесплатная зарядка и право проезда по запрещенным для всех остальных авто полосам общественного транспорта. Правительство страны намерено предпринять ряд мер, чтобы к 2025 году сделать невыгодным приобретение авто с дизельными и бензиновыми двигателями.

Правительство Великобритании пошло еще дальше, объявив, что к 2040 году в стране будут запрещены к продаже не только автомобили с ДВС, но и машины с гибридными двигателями. Купить можно будет только электрокары.

Всеобщую тенденцию также поддерживает Германия, Индия, Франция, а вскоре присоединится и Китай.

Однако российские политики и нефтяники пока не считают электромобили серьезной угрозой. В начале октября на Российской энергетической неделе президент России Владимир Путин заявил, что газомоторное топливо гораздо более экологично, нежели электромобили, и в будущем на мировом рынке в основном будет сохраняться текущий энергобаланс. «Сегодня в мире первичным источником номер один является даже не нефть, а уголь», — заявил президент.

О том же в своем докладе на Десятом Евразийском экономическом форуме заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин. «Смею вас заверить, что слухи о «смерти» нефти сильно преувеличены. Нефть останется основой мировой топливной энергетики и на перспективу 20–30 лет и больше вперед. (…) Ожидаемые темпы мирового экономического роста, особенно в развивающихся странах, в ближайшее десятилетие будут требовать дальнейшего роста предложения жидких углеводородов на 0,7–0,8 млн баррелей в сутки ежегодно. Рост продолжится и в дальнейшем и повлечет за собой не только соответствующую динамику производства, но и окажет серьезный мультипликативный эффект на развитие связанных секторов экономики», — доложил Сечин.

Ранее, выступая на Международном форуме в Санкт-Петербурге, он высказал сомнение в экономической эффективности электромобилей, напомнив, что в большинстве стран доля продаж электрокаров не превышает 2%.

Старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин также считает, что говорить о закате нефтяной эры преждевременно. «Даже при высоких продажах высокотехнологичных автомобилей, в общем парке по-прежнему будет оставаться много привычного транспорта с ДВС», — отмечает эксперт.

Кристина Кузнецова