В августе стоимость автобензина и дизельного топлива на оптовом рынке России уверенно росли. Так, по данным Thomson Reuters, с 13 по 17 августа на спотовом рынке России средняя цена на Регуляр-92 (франко-НПЗ) повысилась на 1,48%, до 44,893 тыс. рублей за тонну, на Премиум-95 — на 2,8%, до 47,462 тыс. рублей за тонну. Летнее дизельное топливо подорожало на 1,15%, до 46,299 тыс. рублей за тонну.

Спрос на оптовые партии автобензина опережал предложение, сокращение свободных объемов бензина позволило продавцам повышать цены, а удорожание дизельного топлива участники рынка связывали с резким ростом привлекательности экспорта на фоне ослабления рубля. Покупатели стали активнее приобретать продукт из-за опасений дальнейшего удорожания ДТ, что создало напряженность на рынке.

В мелкооптовом сегменте рынка цены на топливо демонстрировали нисходящий тренд, а значительных изменений розничных цен не было. В среднем на нефтебазах страны цены на Регуляр-92 и Премиум-95 снизились на 0,52-0,74%, соответственно до 50,643 тыс. рублей за тонну и до 52,254 тыс. рублей за тонну, дизельное топливо подешевело на 0,12%, до 50,403 рублей за тонну. За аналогичный период на АЗС средняя цена на Регуляр-92 составила 41,5 рублей за литр, на Премиум-95 — 44,44 рублей за литр, на летнее дизельное топливо — 44,61 рублей за литр. 

По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», потребление бензина в России сокращается. Еженедельные оперативные сводки ЦДУ ТЭК «О производстве, отгрузке на внутренний рынок и остатках моторных топлив» свидетельствуют о падении потребления автомобильного бензина в России: за январь-июль 2018 г. оно составило 18,8 млн т против 19 млн т годом ранее за такой же срок, снизившись на 1,04%.

При этом количество продаж новых легковых автомобилей в стране не уменьшается, а растет вот уже второй год подряд. В 2017 г. спрос на новые автомобили увеличился на 12% и составил 1,596 млн новых авто легкового класса. За январь-июль 2018 г. продажи выросли на 17% до 992,6 тыс. новых автомобилей против 848,2 тыс. единиц за такой же срок годом ранее. На первый взгляд цифры не вяжутся между собой. Однако эксперты рынка объясняют сокращение спроса при возрастающих продажах высокой экономичностью новых моторов, вымыванием из оборота старой техники с прожорливыми моторами, считает Виктор Костюков.

«В настоящий момент данные торгов на СПбМТСБ и снижающиеся биржевые цены свидетельствуют и о некотором избытке товара. Особенно это проявляется в сегменте бензина Аи92. Некогда российский автопром производил легковые автомобили исключительно с моторами, работающими на бензине с октановым числом 92. Но доля автомашин в общем транспортном потоке сокращается. Подобно тому, как ушли в прошлое моторы, рассчитанные на бензин с октановым числом Аи80, уходят вслед за ними автомашины с бензином Аи92. Современные марки автомобилей требуют высокооктановых сортов — Аи95, Аи98 и даже Аи100. Топливо стало слишком дорогим, чтобы неэкономно расходовать его», — отмечает Виктор Костюков, эксперт «Алгоритм Топливный Интегратор».

Согласно его оценке, доля потребления Аи92 на российском топливном рынке все еще высока, но она сокращается и будет сокращаться далее. Пять лет назад, в 2013 г. доля реализации бензина марки Аи95 составляла около 20% от суммарного объема продаж бензина всех марок, а уже в 2017 г. она выросла до 34%.

К началу августа рынок бензина ощущал избыток предложения над реальным спросом. Производители топлива пытались сократить излишки. Объем производства бензина, по данным ЦДУ ТЭК, за неделю с 31 июля по 7 августа нефтяники сократили на 150 тыс. т, дизельного топлива — на 175 тыс. т. Столь резкого спада производства не отмечалось ранее. По мнению Костюкова, причина не только в остановке Ачинского НПЗ, его мощность по бензину и дизельному топлива составляет не более 20 тыс. т в неделю, в начале августа российские производители сокращали первичную переработку сырья.

Нина Маркова