Пузырь «Дружбы» лопнул, бензиновый крек-спред начал снижаться

За первые 10 дней июня стоимость нефти Brent снизилась еще на 3% – с 64.5 31 мая до 62.3 долл./барр к 10 июня. Динамика цены нефти в рублевом выражении была практически идентичной (см. Рис. 1).

Рис. 1. Цена Brent на Лондонской бирже

Крек-спред на автомобильный бензин на рынке Северо-Западной Европы в течение прошедшей недели совершил стремительное падение на 31% – со 174 долл./т 31 мая до 120 долл./т 10 июня, в отдельные дни опускаясь до 104 долл./т. Крек-спред на дизтопливо в течение того же периода оставался достаточно стабильным: все изменения уложились в диапазон 80-92 долл./т (см. Рис. 2).

Рис. 2. Крек-спреды на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы, долл./т

Падение бензинового крек-спреда в Северо-Западной Европе стало отражением сокращения разницы в ценах на продукт на Северо-Западе и Юге Европе, которая быстрыми темпами устремилась с аномально высокого уровня последних дней мая к своему обычному околонулевому значению. Если 3 июня дифференциал в стоимости АИ-95 между регионами составляла 84.5 долл./т, то уже к 10 июня он опустился до 23.5 долл./т (см. Рис. 3). 

Рис. 3. Спред между ценами на 95-ый бензин на рынках Северо-Западной Европы и Европейского Средиземноморья

Все это говорит о спаде напряженности на бензиновом рынке Северо-Западной Европы, возникшем в третьей декаде апреле в результате снижения загрузки сырьем целого ряда европейских НПЗ из-за загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба».

«Демпфер» для дизтоплива в июне может стать отрицательным

Вслед за снижением цен на моторные топлива на рынке Северо-Западной Европы пошли вниз и индикативные экспортные цены на автомобильный бензин и дизтопливо. Для автобензина марки АИ-92 с 5 июня, а для летнего дизтоплива уже начиная с 3 числа значения индикативных экспортных цен опустились ниже базовых уровней цен внутреннего рынка в 56 000 руб./т и 50 000 руб./т соответственно.

Если предположить, что цены на автобензин и дизтопливо на роттердамском рынке и курс доллара сохранятся на уровне 10 июня до конца месяца (ниже это предположение будет упоминаться как «инерционный сценарий»), среднемесячное значение индикативной экспортной цены для АИ-92 вплотную приблизится к базовому уровню цен внутреннего рынка, а для дизтоплива опустится ниже этого уровня (см. Рис. 4).

Рис. 4. Соотношение индикативной экспортной и базовой цен внутреннего рынка на моторные топлива, руб./т

В таком случае можно ожидать существенного падения бензинового «демпфера» (на 57% до уровня в 3 760 руб./т) и перехода демпфирующей надбавки для дизтоплива в отрицательную зону (-138 руб./т) (см. Рис. 5).

Рис. 5. Демпфирующие надбавки в апреле-июне 2019 г., руб./т

Падение цен на моторные топлива на европейском рынке потянуло вниз средние экспортные нетбэки для российских НПЗ. Нетбэк на АБ за неделю потерял 11% (31 100 руб./т 7 июня против 35 100 руб./т 31 мая), а нетбэк на ДТ – 2% (30 600 руб./т против 31 200 руб./т). Одновременно с этим наблюдалось снижение оптовых цен на внутреннем рынке, но существенно более слабое: для АБ – на 1%, для ДТл – на 0.5%. В результате сократился дисконт в цене внутреннего рынка на автобензин, и выросла премия в цене дизтоплива относительно соответствующих экспортных нетбэков (см. Рис. 6).

Рис. 6. Средние по РФ цены и экспортные нетбэки НПЗ на моторные топлива, руб./т

Однако с учетом июньского «демпфера», оцененного в рамках инерционного сценария, интегральная премия внутреннего рынка для дизтоплива, напротив, показывает существенное падение. Если в конце мая демпфирующая надбавка для дизтоплива с лихвой компенсировала производителям потери от реализации продукта внутри страны по ценам ниже экспортных нетбэков, то отрицательный демпфер может снизить интегральную премиальность внутреннего рынка дизтоплива с 6 800 руб./т в конце мая до 900 руб./т. в июне.

С 1 июля заработает новый «демпфер»

Как сообщил отраслевым СМИ директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, с 1 июля заработает новая формула расчета «демпфера». Корректировки коснутся уровня базовых (предельных) цен внутреннего рынка, компенсационных надбавок и компенсационных коэффициентов. Для автомобильного бензина базовая цена будет снижена до 51 000 руб./т, а компенсационный коэффициент увеличен с 0.6 до 0.75. Аналогичными параметрами для дизтоплива в новой формуле станут: 46 000 руб./т и 0.7. Для обоих продуктов будут обнулены компенсационные надбавки (текущие 5 600 руб./т для АБ и 5 000 руб./т для ДТ). 

В рамках рассматриваемого инерционного сценария (см. выше «Демпфер» для дизтоплива в июне может стать отрицательным») новая формула увеличивает «демпфер» для дизтоплива на 2 800 руб./т и возвращает его в положительную зону. Для автомобильного бензина эффект изменения формулы «демпфера» будет менее ощутим: в рамках принятого сценария демпфирующая надбавка увеличивается на 13%, или на 490 руб./т (см. Рис. 7).

Рис. 7. Демпфирующие надбавки в июне 2019 г., руб./т

Материал подготовлен ИГ «Петромаркет»