Снижение цен на нефть на мировом рынке, по мнению российских экспертов, привело к временной балансировке рынка и восстановлению маржи отечественных НПЗ. Однако этот показатель снизится в 2019 г., так как вводимый демпфирующий механизм не компенсирует роста акцизов и увеличения НДС с начала наступающего года. При реализации компаниями всех планов по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и сохранении субсидий объем переработки в стране вырастет к 2025 г. до 330 млн т. Рост производства приведет к увеличению экспорта, снижению цен на внешних рынках и дальнейшему падению маржи российской нефтепереработки. В результате ориентированные на внутренний рынок НПЗ окажутся с наибольшими потерями от сдерживания цен.
VYGON Consulting представила новое исследование под названием «Завершение налогового маневра: Эпизод I — Демпфер». Рост убытков нефтепереработчиков от сдерживания цен на внутреннем рынке стал ключевой проблемой 2018 г. Для ее решения был разработан демпфирующий механизм, компенсирующий 77–89% от дисконта между внутренней ценой и экспортным нетбэком автобензина. По мнению экспертов VYGON Consulting, в современном виде такой механизм несовершенен и не может решить системную проблему ручного регулирования розничных цен на топливо. Завершение налогового маневра предполагает обнуление экспортных пошлин, ввод гибкого акциза для нефтеперерабатывающих заводов и рост НДПИ.
Минфин рассчитывал получить от его реализации 1,7 трлн рублей в 2019–2024 годах. Однако, по мнению экспертов, в 2019 г. эффект от его реализации будет минимальным: дополнительные доходы бюджета не превысят 100 млрд рублей и лишь в дальнейшем пойдут по нарастающей. Для компенсации потерь на внутреннем рынке с 2019 г. вводится демпфирующий механизм. Демпфер рассчитывается от условной базовой цены без привязки к реальному уровню в опте. Демпфирующий механизм может начать приносить доходы в бюджет уже с 2020 г. Однако при снижении цен на нефть или укреплении рубля демпфер сработает на дополнительные изъятия средств у компаний.
Эксперты полагают, что новации, предпринятые правительством в этой области, имеют нулевой эффект для нефтяной отрасли в целом, поскольку сокращение пошлин компенсируется обратным акцизом. «Завершение налогового маневра планировалось для снижения неэффективного субсидирования переработки. Однако пока произошла лишь замена механизма, а регулирование значительно усложнилось. В настоящее время фокус перенесен на ценообразование моторных топлив. Введение демпфера не решает проблем корректировки цен внутреннего рынка. В будущем придется принимать новые системные решения как по параметрам субсидий, так и по демпферу», — считают эксперты.
VYGON Consulting отмечает сохранение зависимости субсидий от цен на нефть. Так, у демпфера есть ряд недостатков: он не зависит от оптовых цен, меняется скачкообразно, изымает деньги у компаний при низких ценах на нефть. Для большинства НПЗ компенсация логистического отставания избыточна, удаленных – недостаточна. По мнению экспертов, уровень субсидий должен быть установлен исходя из требуемых объемов производства нефтепродуктов в РФ, а гибкий акциз решит проблемы ценообразования, только если сможет принимать отрицательные значения. Пока же НПЗ, ориентированные на продажи в России, несут наибольшие потери от сдерживания цен, а на российском топливном рынке остается много нерешенных проблем, тормозящих развитие нефтепереработки и сбыта.
Мария Кутузова