Что происходит с «Северным потоком-2»?

В Минэкономики ФРГ отрицают, что Германия защищает газопровод «Северный поток-2» от Еврокомиссии.

«Германия не отправляла в Брюссель заключения по теме Газовой директивы или «Северного потока-2», — пишет Deutsche Welle со ссылкой на представителя министерства экономики и энергетики Германии.

Ранее «Ведомости» сообщили, что Германия передала в Еврокомиссию юридическое заключение на проект поправок в Газовую директиву (2009/73/ЕС), который ЕК представила в ноябре. Издание также сослалось на наличие копии документа и наличие «источника, знакомого с ситуацией».

Считается, что планируемые поправки Газовой директивы могут оказать непосредственное влияние на реализацию и условия работы проекта «Газпрома» «Северный поток-2» — второй ветки газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря в обход Украины и других восточноевропейских стран.

Цель предложенных поправок состоит в том, чтобы все газопроводы, входящие на территорию ЕС, соответствовали европейским нормам. Как ранее пояснил агентству ТАСС европейский дипломатический источник, Еврокомиссия таким образом намерена распространить действие дискриминационного для России Третьего энергопакета ЕС на строительство газопровода «Северный поток – 2».

«Еврокомиссия не сумела продемонстрировать «никаких объяснений или понятных аргументов, которые показались бы, как предложенные изменения могут способствовать целям Энергетического союза». Более того, в поправках вообще нет никакой необходимости. Действие европейского законодательства в полной мере распространяется на компании и инфраструктуру, к которой на территории Евросоюза подключаются морские газопроводы. Это лишает смысла инициативу распространить на импортирующие в Европу газ трубопроводы требования о разделении поставщика и транзитера или «допуске третьих сторон». Степень юридической проработки предложенных изменений при этом вызывает у Германии большие сомнения. Они «неприменимы ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права», — говорится в заключении, на которое ссылаются «Ведомости».

«Законодательство Европейского союза, частью которого является Германия, обязательно для выполнения всеми странами-участниками. Германия официально высказывает свои опасения в отношении новых поправок в Третий энергопакет, поскольку они, во-первых, были подготовлены на скорую руку, а, следовательно, непроработаны. Во-вторых, имеют явный политический оттенок, так как напрямую направлены против российского проекта «Северный поток – 2». И, в-третьих, могут открыть «ящик Пандоры» — ознаменовать череду поправок в действующее энергетическое законодательство», — поясняет директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова.

Если же поправки Еврокомиссии все же будут приняты, то, по мнению эксперта, «Газпром» должен будет решить: санкционировать строительство газопровода до прояснения ситуации с поправками в законодательство или же реализовать проект по ранее намеченному графику. «В первом случае, очевидно, будет задержка в сроках ввода трубопровода. В случае же принятия соответствующих поправок, российская компания столкнется с необходимостью резервировать свои мощности для третьих сторон, т.е. закладывать неполную загрузку газопровода, к чему, на мой взгляд, «Газпром» уже готов». При этом компания, очевидно, должна будет подать просьбу об исключении своего проекта из этих правил», — заключает Мария Белова.

«Германия, конечно же, заинтересована в реализации морского газотранспортного проекта «Северный поток – 2». Однако, что касается поправок к Газовой директиве, которые были предложены Еврокомиссией в ноябре 2017г., то здесь больше затрагиваются интересы российской стороны. Германия в данном случае вряд ли будет противостоять Еврокомиссии, которая четко обозначила, что «Северный поток – 2» не соответствует целям Энергетического союза», — комментирует «Нефтянке» старший эксперт сектора «Газовые рынки» Института энергетики и финансов Екатерина Орлова.

«С другой стороны, Еврокомиссия сама признает, что правовых оснований для прекращения реализации строительства газопровода у нее нет, поскольку энергетическое законодательство ЕС пока не применяется к морским газопроводам. И в дальнейшем вряд ли будет применено», — продолжает Екатерина Орлова.

«Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в исключительных экономических зонах и на континентальном шельфе, где как раз и проходит маршрут «Северного потока – 2», действует свобода прокладки трубопроводов», — напоминает она. «Это означает, что ни одна из стран ЕС не в праве запретить строительство газопровода в этих морских пространствах, а европейское энергетическое законодательство не имеет правовой силы. Следовательно, проект «Северный поток – 2», полностью обеспеченный финансированием, будет реализован. Возможно, что первоначально на газопровод-отвод Eugal будет распространяться условие доступа третьих сторон, так же как и на OPAL (газопровод-отвод «Северного потока»), которое в последствии было снято», — заключает эксперт.

Кристина Кузнецова