По данным нового исследования Международного энергетического агентства Global Electric Vehicles Outlook, посвященного развитию электротранспорта, число электромобилей и гибридов с электроприводом превысило по итогам 2017 г. 3 млн единиц. За год число таких машин выросло на 56% по сравнению с 2016 г. Поддержка со стороны государства и снижение расходов на выпуск батарей, по мнению экспертов МЭА, являются главными причинами рекордного роста числа электромобилей. Среди факторов дальнейшего роста мирового парка электротранспортных средств передвижения выделяются: развитие инфраструктуры для зарядки таких машин, увеличение выпуска батарей и стабильность поставок материалов для их производства.

Китай является главным рынком для продаж электромобилей: в 2017 г. в КНР было продано 580 тыс. машин, что составляет примерно половину от реализованных в мире таких машин. Рост составил 72% по сравнению с 2016 г. Соединенные Штаты вышли на второе место — 280 тыс. проданных в 2017 г. электромобилей (160 тыс. в 2016 г.).

Север Европы — еще один центр развития электротранспорта. На долю электромобилей в прошлом году пришлось 39% продаж новых автомобилей в Норвегии, что делает страну мировым лидером на рынке электромобилей по этому показателю. В Исландии на долю машин с электроприводом пришлось 12% от всех продаж автомобилей, а в Швеции – 6%.

Среди развитых стран можно также отметить Германию и Японию, где также наблюдается значительный рост парка электромобилей: продажи в обеих странах в прошлом году выросли более чем в два раза по сравнению с 2016 г.

Но рост числа электротранспорта не ограничивается только автомобилями. Продажи электробусов выросли до 370 тыс. в 2017 г. с 345 тыс. единиц в 2016 г., а число электрических двухколесных транспортных средств достигло 250 млн единиц. Более чем 99% передвижных средств в этих двух сегментах приходится на Китай. Однако в европейских странах и Индии также зафиксирован рост парка электробусов и двухколесных транспортных средств с электроприводом.

По данным МЭА, быстро развивается инфраструктура для зарядки электромобилей: число таких мест, где можно зарядить электромобили, выросло до 3 млн в глобальном масштабе, из них порядка 430 тыс. являются общедоступными, а примерно четверть оснащена быстрыми зарядными устройствами. Эксперты МЭА отмечают, что возможность быстро зарядить электромобиль важна для густонаселенных городов. Хочется отметить в этой связи недавнее вложение компании ВР в разработчика новых батарей для электромобилей, которые смогут заряжаться за 5 минут.

Агентство прогнозирует очередной прорыв в развитии электротранспорта при переходе на новые технологии производства батарей. По мнению экспертов агентства, литий-ионные батареи ограничивают темпы и масштабы выпуска электромобилей, что связано с ограничениями в поставках элементов для производства таких батарей: никеля, лития и кобальта. Основные риски связаны со стабильностью поставок последнего, поскольку в настоящее время 60% мировой добычи кобальта обеспечивает Демократическая Республика Конго, а Китай контролирует 90% мощностей по его переработке. Без технологического прорыва МЭА оценивает рост мирового парка электромобилей до 125 млн единиц к 2030 г. В случае принятия дополнительных политических мер по климатическому регулированию и поддержке этого сегмента со стороны государственных структур в различных странах возможен рост до 220 млн единиц в этот период.

Мария Кутузова