Транспортный раздрай

15050329_10209559171754522_1645916459_n
Сергей Суверов, начальник аналитического департамента УК БК-Сбережения

Наконец-то ФАС собирается разрешить вопрос с регулированием тарифов на новые проекты «Транснефти». У транспортной монополии проблемы с сокращением ранее заявленных добывающими компаниями объемов прокачки нефти по самому северному российскому нефтепроводному проекту «Заполярье-Пурпе». Тем временем, миноритарии транспортной монополии продолжают атаковать компанию в битве за дивиденды.

14 ноября «Роснефть» сообщила о начале подачи нефти с Юрубчено-Тохомского месторождения в магистральный нефтепровод «Куюмба-Тайшет». Тем не менее, официальный ввод в эксплуатацию месторождения и начало «промышленных поставок нефти», как отмечает компания, перенесен на 2017 г. Сейчас опережающие запуск поставки нефти с Юрубчено-Тохомского месторождения осуществляются по инициативе «Транснефти» в рамках временной технологической схемы. Нефть идет в напорный нефтепровод с пропускной способностью до 5 млн т нефти в год, протяженностью 14 км и далее поступает в магистральный трубопровод «Куюмба-Тайшет»соединяющее Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения с нефтеперекачивающей станцией в Тайшете и нефтепроводом «Восточная Сибирь – Тихий океан»В связи с отсутствием заявленных объемов для товарной транспортировки до конца текущего года была отозвана заявка «Транснефти» в ФАС на тариф для прокачки по этому нефтепроводу, ввод которого ранее планировался до декабря 2016 г. Как отметили в «Транснефти» тариф будет пересчитан под уточненные на 2017 г. объемы поставок нефти. Ранее транспортная компания предлагала установить его на уровне 513 руб. за тонну.

Самый северный и самый проблемный 

Еще один проект транспортной компании – нефтепровод «Заполярье-Пурпе» предполагается запустить до конца ноября этого года. Ресурсной базой нефтепровода станут новые месторождения ЯНАО и севера Красноярского края, в том числе СузунскоеТагульское, Русское и Русско-Реченское месторождения «Роснефти». Уже сейчас в трубопровод поступает нефть с Пякяхинского (ЛУКОЙЛ) и Мессояхского («Газпром нефть» и «Роснефть») месторождений в ЯНАО, далее нефть с этих месторождений пойдет по системе ВСТО. Техническое наполнение нефтью обоих нефтепроводов завершено, но до сих пор компании не смогли согласовать тарифы на прокачку сырья. Добывающие компании решительно не устроили высокие расценки, предложенные «Транснефтью». Оба месторождения успешно введены в промышленную эксплуатацию, но решения вопроса с тарифами пока нет. Кроме того, «НОВАТЭК» собирался поставлять по «Заполярье-Пурпе» нефть с Ярудейского месторождения в ЯНАО, запущенного в эксплуатацию еще в декабре прошлого года. Однако «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ» и «НОВАТЭК» крайне негативно отнеслись к изменению оценочного тарифа при подписании договора о транспортировке в 2014 г. с 231 руб. за т до 692 руб. за т и направили обращение в Минэнерго и Федеральную антимонопольную службу.

24 ноября правление ФАС собирается рассмотреть вопросы тарифов на прокачку по «Заполярье-Пурпе», а также изменения госрегулирования нефтетранспортной монополии. Из проекта приказа антимонопольной службы следует, что сетевой тариф на услуги «Транснефти» по транспортировке нефти по магистральному нефтепроводу «Заполярье-Пурпе» будет установлен в размере 399,1 руб. за т.

Однако в транспортной компании считают экономически необоснованными планы по уменьшению тарифа с рассчитанных 692 руб. за т до 399,1 руб. за т и приветствуют любое решение по тарифу, которое «обеспечит экономические интересы государству как конечному собственнику системы». «Транснефть» предлагает установить этот сетевой тариф исходя из окупаемости строительства в 30 лет (установленный срок службы трубы). «В соответствии с законодательством можно начать прокачку по заявленному тарифу, а после его утверждения регулятором провести необходимый перерасчет»,  отмечают в «Транснефти»Дело в том, что в связи с кризисом, нефтяники изменили сроки начала сдачи нефти с месторождений (от одного до трех лет) и пошли на радикальное снижение объемов прокачки. Например, «Роснефть», по информации начальника отдела стратегического развития «Транснефти» Расима Мингазетдинова, обратилась в транспортную монополию с просьбой перенести срок начала поставок в этот нефтепровод с 2017 г. на 2018 г. и существенно снизить объем поставок. 

В целом, по информации главы «Транснефти» Николая Токарева, согласно заявкам от компаний от 2011 г., когда планировалось строительство трубопровода, по нему собирались прокачать 418 млн т до 2025 г.: по предварительным договорам, подписанным в 2012 г., объемы сократились до 296 млн т; по актуализированным в 2014-2015 годах – 178,2 млн т; согласно новым изменениям – 174 млн т.  Для компенсации «Транснефть» предложила дополнительно повысить на 1,94% средний тариф на прокачку нефти по системе нефтепроводов. Еще в 2015 г. вице-премьер Аркадий Дворкович давал поручение проработать механизм компенсации выпадающих доходов «Транснефти» из-за переноса сроков и объема транспортировки нефти по Заполярье-Пурпе.

Сейчас вице-премьер поручил министерствам до 14 ноября проработать увеличение тарифа на прокачку по всей системе «Транснефти» на 2017 г. на 1,94%. Ранее, по информации ФАС, на 2016-2017 годы был установлен порядок индексации тарифов «Транснефти» с темпом ниже инфляции с коэффициентом в 0,9 от уровня инфляции. Создается ситуация перекрестного субсидирования новых транспортных проектов. Сергей  Суверов, начальник аналитического департамента УК БК-Сбережения прокомментировал для «Нефтянки» данную инициативу«Это очень примечательная новость, поскольку раньше «Транснефть» неоднократно ссылалась на необходимость индексации тарифа в целях реализации инвестпрограммы в случае, если правительство примет решение о выплате компанией промежуточных дивидендов за девять месяцев 2015 г. Интересно, конечно, будет ли это увеличение тарифа сопрягаться с ростом дивидендного потока: пока что «Транснефть» является своего рода «аутсайдером» дивидендной гонки среди госкомпаний, компания выплатила лишь 9% от прибыли по МСФО за 2015 г., то есть меньше чем все остальные крупные доноры федерального бюджета («Газпром» – 23%, «Роснефть»  35%, «Алроса»  48%).  Увеличению дивидендных выплат со стороны «Транснефти» препятствует, однако, тот факт, что основная прибыль компании консолидирована на балансе дочерних обществ, что в ситуации, когда компания отчитывается по РСБУ, снижает размер потенциальных дивидендов в разы. Однако недавний пример отчетности «Россетей» показывает, что у госкомпаний в целом есть широкое поле для маневра в демонстрации прибыли и убытка: стоит только перераспределить прибыль между головной компанией и дочерними обществами в пользу первой, как это недавно сделали «Россети», как вместо убытка может автоматически возникнуть прибыль».