Севморпуть ожидает «взрывной» рост грузопотока

«Атомфлот» прогнозирует рекордное увеличение объемов перевозки грузов по Северному морскому пути. К 2030 г. реализация новых проектов, прежде всего, связанных с разработкой нефтегазовых и других природных ресурсов в российской части Арктики, приведет к росту грузопотока по СМП: в западном направлении — до 57,5 млн т; а в восточном направлении — до 129 млн т. Общий объем грузопотока может составить 187 млн т. 

Рекордный объем перевозок по Севморпути, поставленный во времена Советского Союза, составляет 6,6 млн т (1987 г.). По итогам 2017 г. грузопоток вырос до 10,7 млн т (в 2016 г. он достиг 7,5 млн т. В прошлом году администрация СМП выдала 662 разрешения на плавание в акватории Северного морского пути, в том числе 107 — судам под иностранным флагам. В дальнейшем российские власти запрещают использование таких судов по маршруту Севморпути. Тем не менее, в начале марта президент Путин, выступая с посланием к Федеральному собранию РФ, обозначил задачу сделать СМП «по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», увеличив к 2025 г. грузопоток по нему до 80 млн т в год.

По словам Вячеслава Рукши, генерального директора «Атомфлота», ФГУП сейчас обеспечивает ледокольную поддержку проектов в российской Арктике силами действующего ледокольного флота в составе четырех атомоходов. С учетом «взрывного» роста грузопотока в ближайшие 5 лет и далее необходимо уже в 2018 г. принять решение о строительстве 4-го и 5-го универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и серии из четырех ледоколов, работающих на сжиженном природном газе и подготовить распоряжение правительства РФ о дальнейшем развитии арктического ледокольного флота.
Однако, по словам эксперта, директора компании «Гекон» Михаила Григорьева, данные «Атомфлота» основываются на письменных заявлениях компаний-недропользователей, полученных в декабре 2017 г. — январе 2018 г. в ответ на запрос «Росатома». Прогноз строится на ответах горнорудных компаний («ТриАркМайнинг», «ВостокУголь», «ГДК Баимская» и «Норникеля») и нефтегазовых («НОВАТЭКа», «Газпром нефти», «Нефтегазхолдинга»), тогда как крупнейшая добывающая ВИНК страны – «Роснефть» — ответ не представила.
Прогноз грузопотока минеральных ресурсов в акватории СМП, подготовленный ранее Минприроды России и озвученный на оперативном совещании в Совете безопасности РФ, предполагает два сценария объемов перевозок к 2030 г.: базовый — 41 млн т в год, перспективный — 72 млн т в год.

Согласно письму «НОВАТЭКа», к 2030 г. планируемый грузопоток проектов компании достигнет 54–57 млн т. Так, по данным Григорьева, два проекта компании «Ямал-СПГ» и «Арктик-СПГ-2», с учетом экспорта конденсата, смогут обеспечить рост грузопотока на 38 млн т. Прогнозы «Норникеля» и «Газпром нефти» не предполагают резкого роста перевозок сырья, хотя и содержат новые прогнозы увеличения их грузопотока по СМП. Прогнозы «ТриАркМайнинг» и «Баимской ГДК» носят предварительный характер, тогда как данные, предоставленные «ВостокУглем» и «Нефтегазхолдингом» (Группа ННК), не обоснованы: указаны большие объемы ­— соответственно 100 млн т угля и 21,9 млн т нефти в год к 2030 г. Объем вывоза угля «ВостокУгля» в 2017 г., по данным Администрации СМП, составил 0,235 млн т, а в утвержденных надзорными органами планах объем добычи угля: на 2018 г. — 0,4 млн т, 2019–2020 гг. — по 0,5 млн т в год; на 2021 г. — 0,304 млн т. Накопленный объем добычи нефти, по заявлению компании «Нефтегазхолдинг», составит в 2023–2040 гг. порядка 292 млн т. Однако такие планы не обеспечены запасами нефти: на начало 2017 г. на балансе «Таймырнефтегаза» лишь 163 млн т, из них С1 — 39 млн т (24%).

Мария Кутузова