Новая стратегия РФ предполагает до 2030 г. выделение 8 млрд долларов или 591 млрд рублей на развитие электромобильного транспорта и соответствующей инфраструктуры. Уже с 2024 г. на дорогах страны должны ежегодно появляться 25 тыс. российских электромобилей и порядка 9 тыс. зарядных станций. К концу текущего десятилетия порядка 10% выпускаемых в стране автомашин будут электрокарами.
Электромобильная стратегия нацелена на стимулирование внедрения электромобилей за счет льгот, включая ссуды и выгодные условия лизинга для электрокаров. С 2022 г. электромобили будут бесплатно ездить по платным дорогам страны. По словам главы российского правительства Михаила Мишустина, в Российской Федерации необходимо активно развивать электромобильный сектор. «Ряд стран уже заявили о желании отказаться от транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Очевидно, что будущее за электромобилями и автомобилями, работающими на более экологически чистых силовых установках. И нам также необходимо активно развивать этот сектор», — заявил премьер-министр.
Электромобильная промышленность должна стать новым сектором российской экономики. Утвержденная Михаилом Мишустиным концепция развития электротранспорта в России предполагает рост национального электропарка в различных сегментах: легковые автомобили, пассажирские автобусы, троллейбусы, микроавтобусы, грузовые автомобили и двухколесные мотоциклы. Двухэтапная программа нацелена на массовый выпуск электромобилей и выпуск к 2024 г. не менее 25 тыс. электромобилей ежегодно, а к 2030 г. в стране планируют производить не менее 10% электромобилей от общего объема выпускаемых авто.
Согласно прогнозам, к 2030 г. в глобальном масштабе на электромобили придется половина продаваемых в мире автомашин. Активно развивается переход на электрокары в сегменте муниципального пассажирского транспорта. Хорошие перспективы у электромобилизации в сегментах городского автопарка: автобусов, такси и каршеринга. Однако развитие электромобильного транспорта в коммерческом секторе грузовых перевозок, а также на личном транспорте, по мнению экспертов, требует поддержки со стороны государства.
Одна из острых проблем — создание инфраструктуры подзарядки. В масштабах огромной страны это может оказаться неразрешимым вопросом. Согласно прогнозам, к 2030 г. в нашей стране может появиться порядка 144 тыс. зарядных станций, а по дорогам будут ездить порядка 1,4 млн электромобилей. Большие городские агломерации станут главными центрами электромобилизации и развития современных транспортных систем.
Еще одно проблемное направление — развитие проектов по производству в стране аккумуляторных батарей для электромобилей. Для их выпуска в России потребуется наладить добычу лития, если мы не хотим зависеть в этой области от импорта. Соответствующие проекты прорабатываются в настоящее время в Мурманской и Иркутской областях. К 2030 г. предполагается выйти на производство порядка 50 тыс. т лития.
Нина Маркова