Обзор крупнейших нефтеналивных портов юга России

Все по генплану

Таганрог, расположенный на западе Ростовской области, на побережье Азовского моря, получил свое название по мысу Таганий Рог, на котором находится город. Впервые это название встречается в 1489 году, в послании великого князя Ивана III таманскому князю Закарии Гизольфи. Слово «Таганрог», вероятно, представляет собой соединение тюркского «таган» (жаровня) и славянского «рог» (мыс). 

Photo by Yan Ots on Unsplash

В 1696 году, после победоносного Азовского похода русской армии, по приказу Петра I на Таганьем Роге началось строительство гавани и крепости, получившей название Троицкая. Вскоре, 12 сентября 1698 года, Пушкарский приказ постановил: «Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу… быть у Таганрога». Эту дату принято считать официальным днем основания города.

Таганрог — первый в российской истории России город, построенный по генеральному плану, а Таганрогская гавань — первая в мире, построенная не в естественной бухте, а на открытом морском берегу. Интересно, что Екатерина II в своей переписке с Вольтером упоминала, что Петр I рассматривал возможность переноса российской столицы из Москвы в Таганрог. 

Как мы знаем, новую столицу Петр Великий основал в совсем другом месте, можно сказать, на противоположном краю империи, а Таганрог вместо возвышения был… разрушен — в  1712 году, после провала Прутского похода, по условиям Прутского мирного договора россияне в присутствии турецких представителей уничтожили гавань и крепостные укрепления. Затем таганрогский гарнизон был передислоцирован в окрестные крепости, а корабли Азовской флотилии частично проданы Турции, частично сожжены и затоплены. 

Спустя 24 года, в ходе очередной русско-турецкой войны Таганрог был возвращен под контроль России, сразу же начавшей восстановление крепости. Увы, в 1739 году, в результате подписания Австрией, союзником России, сепаратного мира с турками, по Белградскому мирному договору все работы по укреплению Таганрога пришлось прекратить, хотя территория и осталась за Россией. Кроме того, согласно этому же договору Россия не могла иметь на Черном и Азовском морях свой флот, а право на морскую торговлю монопольно принадлежало Турции. Соответственно, в Таганроге была создана таможенная застава, на которой оформлялись грузы, ввозимые на турецких торговых кораблях. Кроме того, в гавани был построен карантинный дом и склады для товаров. 

И только в 1769 году, в ходе победоносной русско-турецкой войны 1768-1774 годов, Россия в полном объеме восстановила свои суверенные права. Таганрогскую крепость восстановили на старом фундаменте, организовав при ней верфь и адмиралтейство, а гавань стала базой для вновь созданной Азовской военной флотилии. 

Спустя два года флотилия перебазировалась в Керчь, строительство военных кораблей перенесено в Херсон, а Таганрог превратился в купеческий портовый город, развитию которого способствовала близость к плодородным сельскохозяйственным районам. Через Таганрогский порт шла торговля зерном (скажем, знаменитый сорт твердой пшеницы «Таганрог» в Италии считался лучшим для приготовления пасты), льном, паюсной и красной икрой, салом, маслом, шерстью и пенькой; в городе были открыты консульства 15 государств. Активно развивался лов рыбы — осетра, белуги, чебака, сома, тарани, сазана и сулы (судака). 

19 ноября 1825 года в Таганроге в возрасте 47 лет скончался находившийся в городе проездом император Александр I. Позже в доме был открыт первый в России мемориальный музей самодержца. Александр Пушкин на смерть монарха написал эпитафию: «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге». 

В 1868 году Таганрог был соединен железной дорогой с Харьковом, а затем с Ростовом-на-Дону; это существенно способствовало развитию города и порта. С учетом специфики нашего сайта отметим, что в 1870 году в городе заработал завод «Общества водоснабжения и газового освещения»; от завода были проведены газовые трубы к фонарям, освещавшим центральные улицы, крупным магазинам, общественным зданиям и даже… пюпитрам музыкантов в городском театре. А вот большой маяк в Таганрогском порту сделали электрическим. 

После Октябрьской революции, в начале 1918 года, город вошел в состав Донецко-Криворожской Советской Республики. Вскоре в Таганрог из Екатеринослава (позднее — Днепропетровск) эвакуировалось большевистское правительство Украинской Советской Республики; тем самым город на два месяца стал временной столицей советской Украины. Затем последовала восьмимесячная немецкая оккупация, а во второй половине 1919 года в Таганроге располагалась ставка Верховного главнокомандующего Вооруженными силами юга России генерал-лейтенанта Антона Деникина. В ходе Гражданской войны Таганрогский порт поочередно служил базой для кораблей Азовской военной флотилии обеих противоборствующих сторон. 

В 1920 году в Таганроге была восстановлена советская власть, и город на 4 года вошел в состав  Донецкой губернии Украинской ССР. В 1924 году Таганрог стал частью Юго-Восточной (с 1937 года – Ростовской) области РСФСР. В октябре 1941 — августе 1943 года был оккупирован немецкими войсками.

Самый знаменитый уроженец Таганрога — великий русский писатель и драматург Антон Чехов: здесь он родился (17 января 1860 года), вырос и окончил гимназию.

Таганрогский порт принял современные очертания в 1876 году, когда были построены Южный и Северный молы и прорыт подходной канал длиной 15 км (нынешняя длина — 19 км). Затем последовал ряд модернизаций и расширений — в частности, в 1923 году открылся судоремонтный завод; после пуска в 1952 году Волго-Донского судоходного канала в гавани появились новые грузовые причалы, а также пассажирский терминал и морской вокзал. В 1991 году порт был открыт для международной торговли и захода иностранных судов.

В настоящее время Таганрогский порт имеет 11 причалов с общей протяженностью причального фронта 1,85 км. Внутренняя акватория состоит из трех доковых бассейнов — Нового, Петровского и Ремонтного; внешняя акватория включает пять рейдовых якорных стоянок. Проходная глубина — 4,7 м, максимальный длина обрабатываемых судов — 150 м. Основные грузы — металлопродукция, уголь, контейнеры, нефтепродукты (бункеровка). Годовой грузооборот — 5 млн тонн, включая 1,7 млн тонн наливных грузов; площадь крытых складов — 12 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 51 тыс. кв. м; грузоподъемность портальных кранов — до 32 тонн, контейнерных погрузчиков — до 25 тонн, автопогрузчиков — до 15 тонн. Емкость резервуарного парка для хранения нефтепродуктов — 30 тыс. тонн. Портофлот насчитывает 3 ледокольных буксира.

Со скифских времен

Азов, по сути, пригород и аванпорт Ростова-на-Дону, расположен на берегах Дона и Азовки, недалеко от Таганрогского залива Азовского моря. Город является старейшим поселением Ростовской области — его история началась более двух тысяч лет назад, во времена скифов, киммерийцев и савроматов. 

В XV веке Азов захватили турки-османы, но владели они городом относительно недолго — через 150 лет донские и запорожские казаки отняли Азов и удерживали его в течение пяти лет (так называемое Азовское осадное сидение 1637–1642 годов). В 1696 году русские войска под командованием Петра I взяли крепость Азов, после чего город стал губернским центром вновь образованной Азовской губернии. По итогам взятия Азова в России появился первый генералиссимус — им стал командующий сухопутными войсками боярин Алексей Шеин. 

Увы, затем, по аналогии с Таганрогом, последовала сдача города туркам со условием сноса фортификационных сооружений. В 1769 году, как и в отношении Таганрога, военно-политические ограничения с города были сняты, притом что административный статус Азова был понижен (губернский центр переведен в Екатеринослав, а Азов стал посадом Ростовского уезда; в 1888 году посад передан под казачье управление и  присоединен к области Донского казачьего войска). В советское время Азов стал райцентром, а затем городом областного подчинения Ростовской области. С июля 1942 до февраля 1943 года Азов был оккупирован немецкими войсками.

Азовский порт, расположенный в 15 км от устья Дона — главные «ворота», соединяющие Средиземное и Черное моря с внутренними водами России и Каспием. Современные контуры гавань приобрела в конце XIX века, когда был углублен Азовский рукав и построена каменная набережная. Основу грузооборота порта в то время составляли зерно, вяленая рыба, икра, лес и навалочные стройматериалы (песок и гравий). До 1992 года Азовский порт входил в состав Волго-Донского речного пароходства, затем приобрел статус самостоятельного предприятия, а в 1994 году получил статус международного порта с размещением пограничной, таможенной, ветеринарной и санитарно-карантинной служб. Гавань принимает суда типа «река-море» дедвейтом до 5200 тонн и осадкой до 4 м; в трех портовых районах (Центральный, Новый и Лоцманский пост) размещены 11 причалов, где ведется перевалка нефти, нефтепродуктов, угля, металла, леса, зерна, удобрений, стройматериалов (глинозем, цемент), а также контейнерных и тарно-штучных грузов. Нефтеналив производится на двух причалах — «Азовпродукт» и «Дон — Терминал»; строится терминал для перевалки СУГ. Помимо грузовых, порт принимает пассажирские морские и речные суда. На территории гавани работает крупный рыбокомбинат и судоверфь, специализирующаяся на строительстве рыболовецких сейнеров. Годовой грузооборот порта — 10 млн тонн.

У Ханского озера

В 1778 году на месте современного Ейска (южное побережье Таганрогского залива Азовского моря, напротив Новоазовска и Мариуполя) был построен так называемый Ханский городок — резиденция крымского хана Шагин-Гирея. Через пять лет в Ханском городке был зачитан манифест о присоединении к России Крыма, Тамани и правобережной Кубани. В 1848 году по инициативе атамана Черноморского казачьего войска Григория Рашпиля и Новороссийско-Бессарабского генерал-губернатора светлейшего князя Михаила Воронцова был издан императорский указ об открытии на Азовском море у Ейской косы портового города Ейска.

Во время Крымской войны, в 1855 году, город был атакован английским морским десантом; в Ейске сгорел каждый десятый дом. 

В 1911 году в город пришла железная дорога, что не только оживило портовое хозяйство, но и дало мощный толчок развитию курортного дела: на базе запасов сероводородной воды и грязей Ханского озера возник знаменитый бальнеологический курорт; считается, что местные грязи не уступают по своим свойствам грязям Мертвого моря.

После Октябрьской революции власть в Ейске переходила из рук в руки в общей сложности 6 раз! При советской власти город стал развиваться как промышленный центр. В 1939 году Ейск получил статус райцентра и города краевого подчинения в составе Краснодарского края. С августа 1942 до февраля 1943 года Ейск был оккупирован немецкими войсками. 

Ейский порт открылся в 1850 году и вскоре стал важным транспортным узлом юга России. Главными грузами являлись зерно, шерсть, кожа и лес. В 1905 году в месте припая Ейской косы к материку был построен новый каботажный порт. В 1930 году завершена реконструкция защитных молов внутренней акватории; затем последовало еще несколько этапов модернизации, расширения и дноуглубительных работ. В 1993 году гавань была открыта для международных перевозок.

Порт включает три доковых бассейна — Аванпорт, Восточный, Внутренний — и 15 причалов общей протяженностью 2,35 км и глубиной 4,5 м, что позволяет обрабатывать суда класса «река-море» длиной до 150 м. Навигация осуществляется круглогодично; в ледовый период (ноябрь-март) проводка и швартовка осуществляется ледокольными буксирами портофлота. Площадь крытых складов — 38 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 107 тыс. кв. м. Основная номенклатура грузов — лесопродукция (кругляк, пиломатериалы, ДВП, ДСП), руды, уголь, металлопрокат, металлолом, зерно и другая сельхозпропродукция (растительное масло, семена, жом, шрот, жмых, мучка) стройматериалы (песок, щебень, гравий, гипс, цемент), минеральные удобрения, длинномерные и крупногабаритные грузы, машины и механизмы. Нефтяной терминал переваливает мазут (наливом) в объеме 5 тыс. тонн в сутки и нефтяной кокс (навалом) — 4 тыс. тонн в сутки. Годовой грузооборот гавани — 7 млн тонн (в том числе наливные грузы — 1,5 млн тонн). В состав Ейского порта в качестве структурного подразделения входит отдаленный портопункт Приморско-Ахтарск (расстояние по автодороге — 150 км). Существуют планы кратного увеличения грузооборота порта за счет строительства второго грузового района мощностью более 10 млн тонн возле станицы Камышеватская. 

Сын железа

В конце XVI века кабардинский князь Темрюк Идарович, тесть Ивана IV Грозного, в союзе с русскими войсками построил в основании Таманского полуострова, на правом берегу реки Кубань (Петрушин рукав), крепость Новый Темрюк. Слово «Темрюк» — адыгская вариация тюркской основы «темир» (железо), скорее всего, означающая «сын железа». Поселение в 1570 году перешло к крымскому хану и было переименована в Адис. В 1774 году крепость взяла российская армия, и вскоре здесь было построено военное укрепление Старотемрюкское, впоследствии ставшее станицей, а в 1860 году — портовым городом Темрюком. Примерно тогда же в Темрюке, знаменитом своими грязевыми вулканами, начало развиваться грязелечение. 

В 1908 году в Курчанском лимане Темрюкского залива был построен порт, через который шло на экспорт кубанское зерно.

В августе 1942 — сентябре 1943 года Темрюк был оккупирован немецкими войсками.

После войны Темрюкский порт был перепрофилирован с торгового на рыболовецкий — объединен с местным рыбзаводом и передан Министерству рыбного хозяйства с утратой самостоятельности и разрядности. Частично статус гавани был восстановлен в 1965 году с созданием в Темрюке самостоятельного управления «Азрыбтехфлот». Спустя 30 лет, уже в новой России, на базе управления был создан морской торговый порт Темрюк. 

В настоящее время в Темрюкском порту работают 20 причалов общей длиной 2,5 км и глубиной 4,6 м, что позволяет принимать суда длиной до 140 м. Основные грузы — наливные (сжиженные углеводородные газы и химическая продукция), генеральные (металлопродукция), навалочные и насыпные (стройматериалы, зерно). Площадь крытых складов — 14 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 230 тыс. кв. м. Активно работают рыболовецкие мощности, функционирует судоремонтный завод, ведутся дноуглубительные работы. Годовой грузооборот порта — 10 млн тонн, включая 3,5 млн тонн наливных грузов. Перевалка СУГ осуществляется на первом в России специализированном терминале «Мактрен-Нафта», построенном в 2008 году и рассчитанном на перевалку 400 тыс. тонн продукции в год. В состав комплекса входят две железнодорожных эстакады для единовременного слива 20 цистерн, резервуарный парк емкостью 2,6 тыс. тонн и причал длиной 140 м. Терминал осуществляет перевалку сжиженного газа из вагонов и танк-контейнеров на специализированные суда-газовозы. 

На косе Чушка

Порт Кавказ, расположенный на косе Чушка в Керченском проливе Азовского моря, был построен в 1953 году для обслуживания Керченской паромной переправы «Крым — Кавказ». Инфраструктура порта позволяла осуществлять паромные перевозки пассажиров, автомобилей и железнодорожных составов; кроме того, выполнялись рейсы пассажирских катеров в Керчь. Персонал порта проживал в соседних рыболовецких поселках — Чушке, Ильича и Приазовске.

В 90-е годы грузооборот порта значительно увеличился за счет постройки нефтяного терминала «СВЛ-Трейдинг» (перевалка нефти и мазута; емкость резервуарного парка — 100 тыс. тонн) и двух химических — «Порт-Кавказ» и «Югхимтерминал» (емкость — 10 тыс. тонн). В ноябре 2007 года во время сильного шторма вблизи порта произошло несколько судовых аварий, в результате которых в воду вылилось порядка тысячи тонн нефтепродуктов и жидкой серы. 

Гавань состоит из двух районов (Северный и Южный) и 10 причалов общей длиной 1,35 км и глубиной 5,3 м. Рейдовые стоянки глубиной 16 м могут принимать суда длиной до 242 м. Общая площадь крытых складов — 3 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 33 тыс. кв. м. В сентябре 2019 года в связи с пуском Крымского моста было полностью прекращено движение автомобильных паромов в Крым, а через год та же участь постигло паромное железнодорожное сообщение. При этом продолжают свою работу регулярные железнодорожные паромные линии в Варну (Болгария) и Поти (Грузия), а также автомобильный паром в Зонгулдак (Турция). На пике порт Кавказ обрабатывал до 35 млн тонн грузов в год; в настоящее время, с отменой крымских паромов, грузооборот сократился до 28 млн тонн в год (половину этого объема составляют наливные грузы).

Волшебная сила искусства

На месте нынешней Тамани, расположенной на одноименном полуострове на азовском побережье Краснодарского края, в VI веке до н.э. древние греки основали торговую колонию Гермонасса. В VII веке н.э. византийцы переименовали город в Таматарху, а пришедшие им на смену хазары (VIII–X века) — в Самкерц. Арабские источники этого периода называли город Самкуш аль-Яхуд (Еврейский Самкуш), что указывает на распространение иудаизма среди хазарской знати. 

В 965 году, после разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом Игоревичем город перешел под власть Руси и получил название Тмутаракань. Столица древнерусского Тмутараканского княжества была известна как крупный торговый город с хорошей гаванью (отметим, что до революции слово «Тмутаракань» использовалось так же, как сейчас «Урюпинск» — в качестве символа отдаленной глухой провинции).

Впрочем, мы забежали далеко вперед. В XIV веке Тмутаракань стала генуэзской колонией Матрика, а в конце XV века, как и все северное Причерноморье, вошла в состав Османской империи под названием Хункала, а затем Таман, что по-турецки означает «болото». В 1792 году в районе Тамани высадился казацкий десант, после чего русские войска под командованием будущего генералиссимуса Александра Суворова построили в стратегически важной точке мощную крепость Фанагория. 

В 1855 году в ходе Крымской войны англо-французский десант занял и сжег дотла город и крепость. Еще одна драматическая страница истории Тамани – немецкая оккупация (сентябрь 1942 — февраль 1943 года). А если говорить об искусстве, то Тамань прославлена в русской и мировой литературе одноименной повестью Михаила Лермонтова (по сути, это одна из глав романа «Герой нашего времени»). И хотя Лермонтов описывает Тамань как «самый скверный городишко из всех приморских городов России», волшебная сила искусства нивелирует этот нелестный отзыв.

Сегодня Тамань — известное курортное место, крупная станица в составе Темрюкского района Краснодарского края. В 2018 году в окрестностях Тамани был построен знаменитый Крымский мост.

Таманский порт — один из самых молодых в России: его начали строить в 2004 году, а спустя пять летоткрыли для международного сообщения с организацией пограничного, таможенного и санитарно-карантинного контроля. Гавань находится южнее Тамани, возле поселка Волна, между мысами Железный Рог и Панагия. При этом Тамань расположена на азовском побережье, а одноименный порт — на черноморском (водораздел проходит по косе и острову Тузла, по которым проложена трасса Крымского моста). 

За счет этого «географического маневра» порт Тамани по меркам данного региона является глубоководным – он может обслуживать океанические суда осадкой до 14 м, дедвейтом до 220 тыс. тонн и длиной до 252 м. На 13 причалах, включая еще строящиеся, ведется перевалка нефти, нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, минеральных удобрений (аммиака и карбамида), сельхозпродукции (зерна и растительного масла), угля, железной руды и железорудного концентрата, сталепроката, серы, леса и контейнеров. Кроме того, действует паромный комплекс. Общая длина причального фронта — 4 км. 

Нефтеналивной терминал «Таманьнефтегаз», пущенный в эксплуатацию в 2012 году, оборудован выносным причальным устройством, установленным на глубине 21 м; это позволяет принимать суда дедвейтом до 105 тыс. тонн. Терминал достиг проектного объема перевалки нефти — 7,2 млн тонн в год; по нефтепродуктам и СУГ объемы постоянно увеличиваются. Емкость резервуарного парка по нефти составляет 620 тыс. тонн, по СУГ — 16 тыс. тонн. 

Годовой грузооборот Таманского порта — 55 млн тонн (из них 23 млн тонн — наливные грузы); планируется, что в 2025 году, при завершении строительства сухогрузного района, мощность порта достигнет 92 млн тонн в год, что поставит гавань на престижное третье место в портовом рейтинге России (после Новороссийска и Усть-Луги).

Отметим, что плотность портовой инфраструктуры на Таманском полуострове можно назвать беспрецедентной для России — на небольшом участке расположены сразу три крупных порта — Темрюк, Кавказ и Тамань. Это обстоятельство усиливается еще и близостью портового гиганта — Новороссийска: расстояние от него до Темрюка — менее 100 км (подробнее о Новороссийске – в материале «Малая земля, большой порт»).

Слияние двух рек

Самое раннее упоминание адыгейского слова Туапсе («междуречье»; река Туапсе образована слиянием двух горных рек — Чилипси и Пшенахо) встречается в VI веке до н.э. в греческой транскрипции Топсида – так называлось поселение предков современных адыгов. В раннем средневековье район современного Туапсе был пограничной территорией Абхазского царства, которое в начале XI века вошло в состав Грузинского царства. В позднем средневековье сюда пришли генуэзцы, основавшие в черноморском бассейне города-колонии для торговли с местным населением. В конце XV века, после падения Византийской империи, генуэзцы уступили черноморский регион туркам-османам, установившим здесь свое господство на долгие четыре века. 

Photo by Igor Fursov on Unsplash

В 1829 году по Адрианопольскому мирному договору России забрала у османов северо-восточное Причерноморье. В 1838 году на месте нынешнего Туапсе был построен Вельяминовский форт – часть Черноморской укрепленной береговой линии. Через год крепость была разрушена адыгами-шапсугами, но затем восстановлена. В начале Крымской войны, в 1853 году, русские войска покинули и разрушили укрепление, которое затем было занято турками. Россия возвратила форт только в 1864 году, когда завершилась Кавказская война и начался процесс масштабного переселения мятежных адыгов в Османскую империю (так называемое «Черкесское мухаджирство»). Вельяминовский форт стал одним из основных пунктов морской эвакуации адыгов. Опустевшее побережье заселили казаки, русские, украинцы, а также армяне, греки и грузины, переселявшиеся из Османской империи.

В 1896 году в Вельяминовском посаде началось строительство крупного морского порта; одновременно посад был переименован в Туапсе, через 20 лет получивший статус города. К этому времени в город была проведена железнодорожная ветка Армавир-Туапсе и реконструирован порт, к которому был проложен нефтепровод из Майкопского нефтяного района. В 1928 году, с пуском 620-километрового нефтепровода Грозный-Туапсе и крупного по тем временам Туапсинского НПЗ, Туапсинский порт приобрел отчетливую нефтяную специализацию. В 1933 году в порту был построен причал длиной 310 метров (так называемый Широкий мол), что позволило Туапсинской гавани превратиться в крупнейший нефтеналивной порт СССР, отобрав «пальму первенства» у Батуми (см. материал «Жемчужина у моря»), ранее сохранявшего лидерство на протяжении 50 лет. 

Отметим, что приоритет Туапсе продлился относительно недолго, всего четверть века — в конце 50-х годов флагманом советских нефтепортов стала Одесса (см. материал «Жемчужина у моря 2.0»), еще через 20 лет уступившая лидерство Новороссийску.

Во время Великой Отечественной войны, начиная с июля 1942 года (с падения Севастополя и осады Новороссийска) Туапсинский порт стал главной военно-морской базой и основным грузовым портом СССР на Черном море. В сентябре-октябре 1942 года немецкая группировка предприняла попытку прорыва и захвата города и порта, но была остановлена и разгромлена. 

После войны инфраструктура порта была восстановлена и получила дальнейшее развитие; в 1956 году порт получил статус международного — здесь началась перевалка экспортно-импортных грузов. В 1985 году завершилась 20-летняя масштабная реконструкция грузового района (Широкого мола), судоремонтного завода и нефтепирса; были построены новые нефтеналивные и пассажирские причалы, морской вокзал и станция очистки балластных вод, существенно обновлен портофлот. 

Туапсинский порт расположен в вершине бухты Туапсе, юго-восточнее мыса Кадош и включает в себя, помимо морской акватории, эстуарии рек Паук и Туапсе. На 36 причалах общей длиной 6 км осуществляется перевалка нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений, сельхозпродукции (зерна), навалочных грузов (уголь, руда) и металлопроката (слябов); принимает суда с осадкой до 15 м и длиной до 250 м. Площадь крытых складов – 23,5 тыс. кв. м, открытых грузовых площадок — 51 тыс. кв. м. Годовой грузооборот – 40 млн тонн, включая 27 млн тонн нефтеналивных грузов, обрабатываемых на принадлежащем «Роснефти» терминале (емкость резервуарного парка – 430 тыс. тонн). Близ порта работает также входящий в состав «Роснефти» НПЗ мощностью по переработке 12 млн тонн нефти в год. Основной объем нефти поставляется на завод из Западной Сибири по нефтепроводу Тихорецк – Туапсе; 90% выпускаемой продукции экспортируется. 

Григорий Волчек