Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов Европы
Мечта советского гражданина
Варна, расположенная на черноморском побережье Болгарии, была основана греками в 570 году до н.э. под названием Одессос. В III веке до н.э. римляне, получившие контроль над городом, переименовали его в Деонисиополь. В 680 н.э. город вошел в состав Болгарского царства, но через 300 лет стал частью Византии, а еще через 400 лет — Османской империи.
В 1606 году Варну взяли запорожские казаки под предводительством гетмана Петра Сагайдачного. В 1828 году, в ходе очередной русско-турецкой войны, Варна после почти стодневной осады была взята русским морским десантом. В честь этого события получили названия военно-сторожевое поселение Оренбургского казачьего войска (ныне — село Варна Челябинской области) и два корабля русского флота.
Вскоре, по условиям Адрианопольского мира, Варна была возвращена Турции. Спустя полвека по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 годов русские войска окончательно освободили Варну (и всю Болгарию) от многовекового турецкого владычества, и город стал частью нового Болгарского государства.
В Первую Мировую войну Болгария входила в германскую коалицию так называемых Центральных держав, в связи с чем Варна неоднократно подвергалась бомбардировкам Черноморского флота Российской империи. В годы Второй Мировой войны, когда Болгария снова была союзницей Германии, в Варне размещался немецкий военно-морской гарнизон. 8 сентября 1944 года десант Черноморского флота ВМФ СССР, не встретивший сопротивления, освободил Варну; практически одновременно с этим Болгария перешла на сторону антигитлеровской коалиции.
В 1949 году в связи с 70-летием «вождя и учителя» Варна получила название Сталин, но в 1956 году, после XX съезда КПСС, разоблачившего культ личности, вернула историческое имя.
И сама Варна, и ее окрестности — популярный курорт (во времена социализма отдых здесь был заветной мечтой советских граждан).
Варна — главный морской порт Болгарии. Нынешние контуры порт приобрел в 1906 году, а в следующем году приступила к работе судостроительная верфь. В послевоенные годы гавань, судоремонтный и кораблестроительный заводы были существенно реконструированы. Портсоединен с Черным морем и с Варненским и Белославским озерами искусственными каналами глубиной 11 м; глубина у причалов — 7 м. Годовой грузооборот — более 20 млн тонн. В порту работают 40 причалов и 65 кранов. Территория составляет около 500 тыс. кв. м, включая 76 тыс. кв. м складских помещений. Основной экспорт — химическая продукция (кальцинированная сода), удобрения, стройматериалы (цемент, клинкер), руда (кремнезем), зерно, контейнеры; импорт — нефть, уголь, металлы, руды и рудные концентраты, фосфаты, древесина, меласса, контейнерные грузы. Нефтяной терминал находится на искусственном острове; способен принимать танкеры корабли водоизмещением до 50 тыс. тонн.
Завод и курорт
Предшественник современного Бургаса — основанный греками город Пиргос (от греческого слова «башня»). Впоследствии, после череды захватов и опустошений, Пиргос из процветающей торговой колонии превратился в маленькую рыбацкую деревушку. Город возродился (в первую очередь, за счет удобной гавани) только в XVII веке, во времена османского владычества.
В ходе русско-турецких войн 1828-1829 и 1877-1878 годов русские войска брали Бургас. После создания в 1878 году суверенного княжества Болгария началось развитие города, активизировавшееся после прокладки в 1890 году железной дороги Бургас-София.
После Первой Мировой войны Бургас стал главным морским портом Болгарии. С марта 1941 до сентября 1944 года в Бургасе, как и в соседней Варне, базировались корабли кригсмарине, немецкого военно-морского флота. Бургасский форпост пал аналогично варненскому — в связи с переходом Болгарии на сторону антигитлеровской коалиции морской десант Черноморского флота ВМФ СССР в ходе захвата города не встретил сопротивления.
В 1963 году в Бургасе был введен в эксплуатацию построенный при помощи Советского Союза крупнейший на Балканах НПЗ (с 1999 года принадлежит ЛУКОЙЛу, носит название LUKOIL Neftochim Bourgas; объем переработки — 7 млн тонн нефти в год).
Как и практически все черноморское побережье Болгарии, регион Бургаса является популярным международным курортом.
Современные очертания порт Бургаса принял в 1904 году, когда французская компания Batignol провела углубление акватории и построила молы и причалы. После этого гавань неоднократно реконструировалась и расширялась. Сегодня Бургас, имеющий 19 причалов с максимальной глубиной 12,5 м — второй по величине порт Болгарии; годовой грузооборот составляет около 20 млн тонн. Специализация порта — нефть, нефтепродукты, зерновые культуры, каменный уголь, минеральные удобрения, генеральные грузы, контейнеры. Максимальная длина обрабатываемых судов — 250 м, максимальный дедвейт — 117 тыс. тонн. На территории гавани работает крупный судоремонтный завод, построенный в 1974 году.
Место решающей битвы
На месте нынешнего придунайского города Русе в I веке н.э. римляне построили укрепленное поселение и пристань под названием Сексагинта Приста. Она неоднократно разрушалась варварскими племенами готов и гетов (это не одно и тоже). В IX веке н.э. на руинах уничтоженного города древние болгары возвели крепость Русе, которую османы после завоевания территории в 1388 году переименовали в Рущук.
Спустя четыре с лишним века это название узнала вся Европа: в июне 1811 года в сражении под Рущуком русская Дунайская армия во главе с Михаилом Голенищевым-Кутузовым нанесла туркам сокрушительное поражение. Через полгода в районе Слободзеи, вблизи Рущука, окруженная турецкая армия капитулировала, а спустя еще полгода Кутузов подписал с османами мирный договор, по которому Россия получила Пруто-Днестровское междуречье (Бессарабию), Дунайские княжества — экономические привилегии, а Сербия — самоуправление, положившее начало ее независимости. Эта была крупная военно-политическая победа России, которую можно считать прологом последовавшего вскоре разгрома наполеоновской армии.
В 1867 годах Рущук и приморскую Варну связала железная дорога, первая в Османской империи; это существенно стимулировало развитие придунайского города. В 1878 году русская армия окончательно освободила Рущук от османского ига, и городу было возвращено его историческое название Русе. Вскоре здесь была создана Дунайская военная флотилия и морское училище, первое техническое учебное заведение в княжестве Болгария. В 1954 году в Русе был построен знаменитый мост Дружбы через Дунай, соединивший транспортную сеть Болгарии и Румынии (подробнее – в материале «Галопом по Добрудже»).
Порт Русе был построен в 1866 году, потом несколько раз существенно модернизировался. Последнее по времени крупное расширение (возведение гавани «Русе-Восток») произошло в 1979 году. Порт, имеющий 7 якорных стоянок и 8 понтонов, переваливает крупнотоннажные контейнеры, насыпные и наливные (нефть и нефтепродукты) грузы, а также обеспечивает пассажироперевозки. К гавани примыкает крупный судостроительный и судоремонтный завод. Портовая администрация Русе, помимо основной гавани, объединяет еще три менее крупные дунайские порты — Сомовит, Тутракан и Силистру.
Григорий Волчек