Продолжение обзора крупнейших нефтеналивных портов Европы: Грузия

У старой крепости

В 1804 году русские военнослужащие построили на черноморском побережье Грузии, в устье реки Хопи (Хобисцкали), крепость Редут-Кале, быстро ставшую весьма востребованным портом. В 1821 году, после принятия выгодных транспортных тарифов, порт был сориентирован на перевозку грузов в Средиземноморский регион и Ближний Восток. В 1846 году Редут-Кале получил статус портового города, но вскоре его значение стало снижаться ввиду возросшей конкуренции с Сухуми (150 км к северу) и Поти (20 км к югу). 

После установления в Грузии советской власти Редут-Кале был переименован в Кулеви. В этот период, несмотря на характерную для советского времени ускоренную индустриализацию, местное портовое хозяйство развивалось слабо, поскольку центр морской транспортной активности окончательно переместился в Поти. Возрождение Кулеви началось только в 1999 году, когда правительство Грузии приняло постановление о строительстве специализированного нефтеналивного порта — Kulevi Oil Terminal. В связи с дефицитом в независимой Грузии финансовых ресурсов амбициозный проект был заморожен на 7 лет, и реанимирован лишь в конце 2006 года, когда появился крупный инвестор в лице SOCAR, государственной нефтяной компании Азербайджана. Соответственно, проект получил второе название – SOCAR Black Sea Terminal. Крупные капиталовложения сделали свое дело – терминал был построен всего за год и в мае 2008 года пущен в эксплуатацию.

Фото: www.kulevioilterminal.com

Помимо азербайджанской нефти, через Кулеви отгружается казахстанское сырье с гигантского Тенгизского месторождения (см. материал «Борьба за Тенгиз»), а также нефтепродукты (мазут). Мощность терминала — 13 млн тонн в год с возможностью увеличения до 20 млн тонн (фактическая загрузка на сегодняшний день — около 3 млн тонн). 

Нефтегавань, расположенная на морском побережье между устьями рек Хобисцкали и Цива, имеет три причала — два основных глубоководных (глубина — до 16 м), предназначенных для приема танкеров типа Aframax дедвейтом до 100 тыс. тонн, и одного вспомогательного для обслуживания портофлота, включающего 9 судов различных типов. Кроме того, портовое хозяйство включает искусственный подходной канал длиной 3,6 км, резервуарный парк из 27 резервуаров общим объемом 380 тыс. тонн, химико-аналитическую лабораторию и объекты инженерной инфраструктуры.

Железнодорожная ветка длиной 11 км связывает гавань со станцией Парто-Цкали Закавказской железной дороги. Перевалка нефти и нефтепродуктов осуществляется при помощи четырехсторонней железнодорожной эстакады, рассчитанной на одновременное обслуживание 168 вагоно-цистерн. 

Кроме того, в составе нефтегавани имеется пущенный в эксплуатацию в 2013 году LPG-терминал со специализированной железнодорожной эстакадой на 30 вагоно-цистерн. Газовый терминал рассчитан на перевалку пропилена в объеме 60 тыс. тонн в год и бутилен-бутадиеновой фракции в объеме 42 тыс. тонн в год.

Между Европой и Азией

Первое постоянное поселение на территории современного Поти (черноморское побережье Грузии, устье реки Риони), возникшее во второй половине II тысячелетия до н.э., было одним из центров древнегрузинского племенного союза Колха. После скифо-киммерийского нашествия в 720 году до н.э. поселение было уничтожено, а в VII веке до н.э. на этом месте возникла древнегреческая торговая колония Фазис. С середины I тысячелетия до н.э. Фазис входил в состав западногрузинского Колхидского царства. 

Следующее упоминание о Фазисе относится уже к XVI веку, когда началась османская колонизация Грузии. В 1578 году на этом месте была построена крепость Фаш-Кале. В 1806 году, в ходе русско-турецкой войны, бастион был захвачен русскими войсками, но затем, по условиям Бухарестского мирного договора 1812 года возвращен османам. В состав Российской империи Фаш-Кале вошел в 1829 году, согласно Адрианопольскому мирному договору. 

18 ноября 1858 года император Александр II издал указ: «Учредить на берегу реки Риони, при впадении оной в Черное море, портовый город Поти». Отметим, что этимология названия Поти неизвестна, хотя и очевидно, что оно имеет грузинские корни. Сначала Поти специализировался, в основном, на вывозе марганцевых руд, добываемых в  Шорапани и Чиатуре, а в 1907 году, когда потийская гавань приобрела современные контуры, порт стал универсальным.

В советское время в Поти, наряду с торговым портом, размещалась крупная военно-морская база Черноморского флота, в 1976 году реорганизованная в отдельную бригаду охраны водного района, включавшую противолодочные корабли и вертолеты, минные тральщики, а также десантные и учебные суда. В конце 1992 года бригада передислоцировалась в Новороссийск; спустя год российские моряки вновь появились в городе, но уже в другом качестве — морской десант Черноморского флота выбил из Поти мятежников, сторонников экс-президента Грузии Звиада Гамсахурдиа. Еще через 15 лет, в августе 2008 года, во время грузино-российского конфликта, связанного с Южной Осетией, в город без боя зашли части российской армии. В ходе операции по понуждению Грузии к миру в акватории Поти были потоплены 6 грузинских военных катеров; портовая инфраструктура не пострадала. Вскоре российские войска оставили город. 

Сегодня порт Поти — ключевая точка TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), международного мега-проекта по эксплуатации транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия». Другие важные участники этой программы — румынская Констанца (см. «Галопом по Добрудже») и болгарская Варна (см. «Галопом по Болгарии»). Порт площадью 50 га имеет 14 причалов глубиной до 13 м, что позволяет принимать суда дедвейтом до 50 тыс. тонн. Основные грузы — сухие (насыпные), наливные, генеральные и контейнерные. Крытые склады вмещают до 50 тыс. тонн различных грузов, площадь открытой складской территории — 6 га, грузоподъемность портальных кранов — 100 тонн. С учетом введенного в эксплуатацию в январе текущего года нового портового района годовой грузооборот гавани составляет 10 млн тонн.

Труба — залог процветания

Супса, расположенная на берегу одноименной реки в Ланчхутском муниципалитете административного края Гурия, в 20 км южнее Поти — самый маленький населенный пункт из описываемых в данном цикле: в селе проживает менее 300 человек. Тем не менее, Супса процветает — здесь находятся месторождения торфа и нефти, а также крупный цементный завод, развито сельское хозяйство (в том числе, виноградарство и виноделие), через село проходит железнодорожная линия Самтредиа — Батуми, а также международная автомагистраль С12 «Иран — Азербайджан — Грузия — Турция» (через Баку, Тбилиси и Батуми»). В сельскую общину Супса входит и известный черноморский курорт Григолети, пляж которого состоит из лечебного магнитного песка, особенно полезного при неврологических и опорно-двигательных заболеваниях.

Но главную мировую славу Супсе принес находящийся здесь нефтеэкспортный терминал, конечный путь маршрута азербайджанской нефти, поступающей по трубопроводу Баку — Супса, также известному как Western Route Export Pipeline. Загрузка танкеров производится в акватории нефтепорта при помощи выносного причального устройства, установленного на глубине 18 м, что позволяет принимать суда океанического класса.

Нефтепровод Баку — Супса транспортирует нефть Azeri Light, добываемую на месторождении Азери — Чираг — Гюнешли в азербайджанском секторе Каспия. Головные сооружения трубы находятся на терминале Сангачал недалеко от Баку. Строительство трубопровода длиной 837 км, диаметром 21 дюйм (530 мм) и пропускной способностью 7,35 млн тонн нефти в год (145 тыс. баррелей в день) велось стремительно: в марте 1996 года был подписан трехсторонний договор между правительством Грузии и нефтяными компаниями SOCAR и Amoco (ныне вошла в состав BP), а уже через три года по магистрали началась транспортировка нефти. Несмотря на острую конкуренцию с нефтепроводами Баку — Новороссийск и Баку — Тбилиси — Джейхан (см. материал «Контракт века»), за счет наиболее короткого маршрута и выгодного транспортного тарифа труба Баку — Супса стабильно прокачивает 100 тыс. баррелей нефти в сутки (5 млн тонн в год).

Григорий Волчек