На бойком месте
В древние века на месте современного Новороссийска было весьма оживленно. Так, в V в. до н. э. здесь, в устье реки Цемес, на берегу огромной глубоководной Цемесской бухты, возник торговый греческий город Бата, впоследствии, увы, разрушенный кочевниками. В средние века на этом месте генуэзцы построили крепость Батарио, которая в конце XV века вошла в состав Османской империи и затем была переименована в Суджук-кале. Это название сохранилось в современной топонимике Новороссийска, где есть Суджукские лиман, коса, маяк и остров.
В 1829 году по Адрианопольскому мирному договору обширная территория Восточного Причерноморья от Анапы до Поти, принадлежавшая туркам, вошла в состав России. 12 сентября 1838 года корабли российской эскадры под командованием генерал-лейтенанта Николая Раевского (правнук Ломоносова, друг Пушкина) и вице-адмирала Михаила Лазарева (первооткрыватель Антарктиды) вошли в Цемесскую бухту; массированный десант высадился на руины Суджук-кале. Этот день считается датой основания Новороссийска.
В 1844 году в Новороссийске был упрощен таможенный осмотр судов иностранных государств, уменьшен портовый сбор и учреждено беспошлинное складирование товаров. Это позволило создать здесь торговый порт, а крепости Новороссийск — получить статус города. Импорт, преимущественно турецкий, составляли кожи, ткани, табак, овощи, фрукты и сахар, экспорт — строительные материалы, соль, зерно, масло и сало.
В ходе Крымской войны крепость Новороссийск была разрушена ее защитниками и сдана туркам, но вскоре — в 1856 году — возвращена по итогам Парижского конгресса. Уже через 10 лет Новороссийск не только был полностью восстановлен, но и стал центром Черноморского округа (затем — Черноморской губернии), охватывавшего значительную территорию побережья от Тамани до Сочи включительно.
Дорога к морю
Полноценным портом Новороссийск стал в 1888 году в результате строительства Владикавказской железной дороги (Ростов — Владикавказ), в составе которой была ветка Тихорецкая — Екатеринодар — Новороссийск. Собственно говоря, железнодорожники и построили порт, а затем стали владельцем его основных пристаней. При этом железнодорожные магнаты, понимая значение нефтянки, владели и резервуарами, и трубопроводами (в Грозном и Новороссийске), и танкерным флотом, и даже крупнотоннажным Грозненским НПЗ производительностью 0,7 млн тонн нефти в год. Кроме того, Владикавказская железная дорога одной из первых в мире перешла на использование паровозов, работавших на нефтяном топливе.
Достойную конкуренцию железнодорожникам составляли частные нефтяные компании, среди которых доминировало вездесущее «Товарищество братьев Нобель», владевшее 6-дюймовым трубопроводом, сливной эстакадой для железнодорожных цистерн, резервуарным парком, насосным хозяйством и причалом для обработки нефтеналивных судов дедвейтом до 1,5 тыс. тонн.
К началу ХХ века Новороссийский морской порт по грузообороту занимал 7 место в стране и 4 место среди российских черноморских портов — после Одессы, Николаева и Батуми. Специализацией порта был экспорт зерна, цемента и нефти, поступавшей с Грозненских, Майкопских и Анапских промыслов.
В декабре 1917 года в Новороссийске была установлена Советская власть, но сначала ненадолго — всего на 8 месяцев. Впрочем, этого времени большевикам хватило, чтобы затопить в Цемесской бухте Черноморский флот (был частично поднят и восстановлен в конце 30-х годов). Затем в течение 20 месяцев город и порт контролировали антибольшевистские силы, и именно отсюда весной 1920 года части Вооруженных сил юга России (Белой армии) во главе с генерал-лейтенантом Деникиным эвакуировались в Крым, что, по сути, означало поражение белых в Гражданской войне.
Героический плацдарм
В начале НЭПа Новороссийск экспортировал всего 30 тыс. тонн нефтепродуктов в год. Затем объемы выросли, но незначительно — в нефтеэкспорте из Черноморского бассейна СССР по-прежнему доминировали Батуми, получавший нефть по трубопроводу из Баку, а также Одесса, отгружавшая, в основном, нефтепродукты. А вот донбасский уголь преимущественно экспортировался из Новороссийска.
Во время Великой Отечественной войны большая часть города была захвачена немцами — линия фронта проходила через цементный завод и припортовый элеватор, расположенные на южной окраине Новороссийска. В феврале 1943 года морской десант 18-й десантной армии Северо-Кавказского фронта захватил плацдарм на мысе Мысхако (Малая земля), который удерживался более 7 месяцев (225 дней), вплоть до полного освобождения Новороссийска. Начальником политотдела 18-й армии был полковник Леонид Брежнев, впоследствии ставший руководителем Советского Союза.
В 1944 году сильно разрушенный Новороссийский порт возобновил свою работу, но полностью восстановлен он был только через 6 лет.
В связи с развитием нефтедобычи в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции объемы экспорта нефти через Новороссийск постепенно увеличивались – к началу 60-х годов отсюда отправлялось за рубеж более 4 млн тонн нефти в год.
Нефтяное лидерство
В 1956-1959 годах было принято несколько постановлений Совета Министров СССР, на основании которых в 1960 году началось строительство огромного нефтеперевалочного комплекса на берегу Цемесской бухты. В 1964 году первая очередь крупнейшего в СССР и Европе нефтяного терминала на мысе Шесхарис — нефтехранилище из 19 железобетонных резервуаров общей емкостью 100 тыс. кубометров и 4 причала — была введена в эксплуатацию. Параллельно завершалось строительство второй промплощадки терминала — за Маркотхским хребтом, в урочище Грушовая Балка: нефтехранилище из 20 резервуаров, две железнодорожные сливные эстакады (одна — для мазута, другая — для нефти и светлых нефтепродуктов), автодорога и трубопроводно-кабельный тоннель длиной 3,2 км, соединяющий два объекта в единый комплекс.
19 октября 1964 года на терминале был загружен нефтью первый танкер «Лихославль», направлявшийся в Италию. Интересно, что за 4 дня до этого в СССР произошла весьма драматическая смена власти — на пленуме ЦК КПСС был принудительно отправлен в отставку Никита Хрущев. Лидером Советского Союза стал Леонид Брежнев, питавший к Новороссийску особо теплые чувства, поскольку оборона Малой земли была самым ярким и героическим эпизодом в биографии нового руководителя СССР.
Возможно, именно это обстоятельство сыграло определенную роль в том, что в 1967 году было принято решение о передаче основного танкерного флота из Одессы — главного на тот момент нефтеналивного порта СССР — в Новороссийск.
В 1973 году Новороссийск получил почетное звание города-героя. Вскоре вышла в свет «Малая земля», первая книга мемуаров Брежнева, ставшая главным хитом советской пропаганды. Новороссийск, получивший крупные госинвестиции, развивался ускоренными темпами, его порт стал крупнейшим в стране (в связи с этим вполне закономерно то, что Новороссийск — единственный город на постсоветском пространстве, где стоит полноразмерный памятник Брежневу).
Безусловным стало и лидерство Новороссийска в нефтяной сфере, закрепленное в 1975 году выходом на регулярные маршруты приписанного к Новороссийскому морскому пароходству первого советского супертанкера «Крым» длиной 295 метров, осадкой 17 метров и дедвейтом 150 тыс. тонн (три тысячи цистерн!). Для «Крыма» в Шесхарисе по японо-французскому проекту был специально построен глубоководный причал. Кроме того, под дополнительные объемы отгрузки были заменены шланговые устройства причалов, построены очистные флотационные сооружения, трубопровод из Грушовой Балки, а также система автоматизированного налива и учета количества и качества отгружаемой нефти (СИКН).
В конце 70-х годов флот Новороссийска пополнился еще пятью гигантами — «Кубань», «Кавказ», «Кузбасс», «Кривбасс» и «Советская нефть» (подробнее – в материале «Наш «Крым»).
К сожалению, история Новороссийского порта была омрачена страшной трагедией, случившейся 31 августа 1986 года в Цемесской бухте, на траверзе мыса Дооб, когда в результате столкновения пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» и балкера-зерновоза «Петр Васев» погибли 423 человека; это стало крупнейшей катастрофой на Черном море в мирное время. Нефтяники приняли активное участие в спасательной операции и ликвидации последствий аварии: стоявшие на рейде танкеры взяли на борт со спасательных катеров более 150 выживших пассажиров, суда-нефтесборщики с помощью бонового заграждения собрали с поверхности воды около 80 тонн растекшегося горючего (дизельного топлива и флотского мазута), а затем откачали из танков затонувшего «Нахимова» около 400 тонн мазута.
Григорий Волчек
Окончание следует